Семь шагов к унификации

В РУП «Гомельэнерго» построили семь решений наоснове SAP ERP.

Республиканское унитарное предприятие «Гомельэнерго» можно назвать первопроходцем: эта региональная компания внедрила у себя интегрированное решение по управлению предприятием, созданное на базе программного обеспечения SAP. После ввода в эксплуатацию семи информационных систем были унифицированы бизнес-процессы всех филиалов на единой платформе. При этом удалось не только повысить качество управления предприятием, но и сформировать собственные компетенции в сфере внедрения ERP-системы. Теперь «Гомельэнерго» готово двигаться дальше и делиться полученным опытом с другими предприятиями энергетической отрасли.

ОБЩИЙ ЗНАМЕНАТЕЛЬ

О необходимости создания интегрированной автоматизированной системы управления (ИАСУ) белорусской энергосистемой концерн «Белэнерго» заявил еще в 2003 году, и для первого внедрения ИАСУ было выбрано РУП «Гомельэнерго». Однако активные проектные работы начались лишь три года спустя, в результате чего удалось реализовать проекты по автоматизации управления бухгалтерским учетом, материально-техническим снабжением и технико-экономическим планированием. Когда платформа SAP ERP была построена и освоена, на ее основе по инициативе структурных подразделений «Гомельэнерго» начали создаваться новые решения, такие как «Одно окно», «Технологическое присоединение», «Производство».

НЕ НАСТОЛЬКО СЛОЖНО, КАК КАЖЕТСЯ


Гомельэнерго
РУП «Гомельэнерго» – одна из пяти областных энергосистем Республики Беларусь, входит в состав государственного производственного объединения «Белэнерго». Предприятие включает в себя 13 филиалов, которые занимаются производством, передачей и распределением электро- и теплоэнергии, а также техническим обслуживанием, строительством, реконструкцией и модернизацией электрических станций, котельных, электрических и тепловых сетей, энергетического и технологического оборудования и иными видами деятельности.

Бытует представление о том, что для внедрения ERP-системы SAP нужны специалисты самой высокой квалификации и самостоятельно выполнить такой проект предприятию не по силам. Однако опыт «Гомельэнерго» говорит о другом: все специалисты центрального аппарата, которые были заняты в проектах, смогли не только переквалифицироваться за очень короткий срок, но и обучить разнородный по составу персонал филиалов. «Всем кажется, что внедрение ПО SAP – это очень сложно. Но при желании и нацеленности на результат вполне возможно достичь поставленных целей с тем персоналом, который сложился на момент внедрения, как было в нашем случае», – отметила руководитель проекта Галина Спесивцева.

В начале внедрения команда из десяти специалистов отдела АСУ прошла недельные курсы в московском учебном центре SAP. В дальнейшем эти специалисты участвовали во всех проектах на всех этапах, чтобы накопить опыт для последующего самостоятельного сопровождения системы.

Активно работая с внешними консультантами, которые разрабатывали типовые решения для дальнейшего тиражирования, компания шаг за шагом накапливала знания о платформе SAP. Одним из плюсов привлечения консалтинговых компаний было привнесение проектной культуры внедрения информационных систем по методологии SAP с целью повышения качества, оптимизации ресурсов и сокращения времени. Стремление к самостоятельности не сказалось ни на сроках внедрения, ни на его качестве: все данные из унаследованных систем были без потерь перенесены в новую ERP-систему.

Наибольшие сложности возникали из-за нехватки знаний в предметных областях в тех проектах, где содержание бизнес-процессов было известно только сотрудникам отдельных подразделений, а опыт автоматизации отсутствовал вовсе. При этом неприятия новых инструментов со стороны персонала не наблюдалось. «Во-первых, энергетики по традиции дисциплинированны. Во-вторых, в “Гомельэнерго” велась большая разъяснительная работа о целях и ожидаемых результатах внедрения. В-третьих, на начальном этапе активно применялось материальное стимулирование участников проекта», – рассказала Галина Спесивцева.

ОСНОВА ОСНОВ

Внедрение SAP началось с самой проработанной области – бухгалтерского учета, который ранее базировался на едином ПО, разработанном отделом АСУ РУП «Гомельэнерго». Часть нормативно-справочной информации тоже была общей, но, например, справочник материалов в каждом филиале был свой. Поэтому самым важным результатом на данном этапе стало централизованное ведение этого справочника.

Первая фаза проекта предусматривала разработку типового проектного решения с помощью консультантов и внедрение его в центральном аппарате и филиале «Энергосбыт». На втором этапе выполнялось тиражирование на другие 10 филиалов силами проектной группы «Гомельэнерго», состоявшей из наиболее компетентных специалистов отделов и служб центрального аппарата.

Проектная группа проанализировала все позиции справочника материалов в каждом филиале и создала эталонный справочник с присвоением новых номенклатурных номеров. После разработки таблицы соответствия, были сформированы базы данных об остатках на основании единого справочника основных записей материалов (ОЗМ), что дает возможность доступа к другим компонентам системы, таким как управление запасами и планирование потребности в материалах.

Специалисты отдела АСУ выстроили бизнес-процесс централизованного ведения ОЗМ с единой точкой контроля информации и ввода данных, обеспечив тем самым уникальность записей справочника и его непротиворечивость. Кроме того, самостоятельно была разработана отсутствующая в решении SAP функциональность учета драгоценных металлов в материалах и основных средствах, а также организовано централизованное ведение справочника контрагентов.

В результате «Гомельэнерго» перешло на единую НСИ и унифицировало все бизнес-процессы бухгалтерского учета. Руководители получили полный и прозрачный учет происходящего в компании и возможность просматривать любую информацию по всем филиалам. Сотрудники имеют доступ только к своим данным, первичные документы вводятся в систему в режиме онлайн, и при необходимости сразу же выполняется анализ материальных, финансовых или иных потоков. А благодаря интеграции данных на платформе SAP вся информация вносится однократно.

ШАГ ВТОРОЙ – ЗАКУПКИ


В «Гомельэнерго» создано решение, готовое к тиражированию на другие предприятия белорусской энергосистемы

Следующим этапом построения ИАСУ стало внедрение системы «Управление материально-техническим снабжением» (ИС МТС). Отчетность по МТС традиционно основывалась на информации, содержавшейся в системе бухучета и Excel-файлах, причем каждый филиал использовал собственную номенклатуру. Реализация ИС МТС позволила унифицировать все бизнес-процессы – от заявок на закупку до распределения материалов. В новой системе формируются единые для всего предприятия отчеты о закупках, ведется мониторинг складского хранения и передачи материалов от одних филиалов другим. Информация представлена во всей полноте – вплоть до уровня первичного документа, например договора. Все отчеты по остаткам на складах и у подотчетных лиц, а также по ведению закупочной кампании теперь обновляются автоматически. Возможно, в дальнейшем будут приняты решения о внедрении функциональности SAP по выбору поставщика на основании данных тендерной документации, квотирования и истории взаимоотношений, а также системы ТОиР (техническое обслуживание и ремонт оборудования) на базе продуктов SAP.

ПЛАНИРОВАНИЕ

Третьим компонентом ИАСУ стала информационная система «Управление технико-экономическим планированием» (ИС ТЭП). Консалтинговая компания разработала типовое решение на базе SAP Business Planning and Consolidation 7.5, включающее в себя 91 форму для ввода плановых данных и 64 выходные формы. Надо было обеспечить подготовку нескольких версий плана, оперативное сравнение показателей за разные периоды (в том числе план-фактный анализ) и контроль процесса ввода данных. Решение SAP BPC привлекало, помимо прочего, наличием привычных интерфейсов (Microsoft Excel и Web), а также возможностью дистанционного обучения пользователей и моделирования бизнес-процессов.

Было построено единое хранилище плановых и фактических данных (сведения из системы бухучета загружаются в ИС ТЭП автоматически), а процессы планирования унифицированы и автоматизированы. Система введена в эксплуатацию в 2016 году, и в дальнейшем планируется с ее помощью получать детальную информацию и создавать гибкую оперативную отчетность.

ПО ОТРАБОТАННОЙ МЕТОДИКЕ

Опыт внедрения SAP ERP укрепил уверенность команды в своих силах, так что последние проекты специалисты «Гомельэнерго» выполняли по собственной инициативе. Когда в городах областного подчинения и крупных населенных пунктах Беларуси начали создавать расчетно-кассовые центры, оказывающие населению комплекс услуг по принципу «одного окна», в «Гомельэнерго» задумались об автоматизации процедур для физических лиц, тем более что на предприятии уже появилась платформа, на которой можно было все это реализовать, а впоследствии интегрировать с любой системой.

По договору с консалтинговой компанией был разработан концептуальный проект информационной системы «Одно окно», выполнены необходимые настройки ПО SAP и обучены специалисты отдела АСУ.

Сначала к АИС «Одно окно» был подключен один филиал – Гомельские электрические сети. Затем к этой системе присоединили еще три филиала: Мозырские, Речицкие и Жлобинские электрические сети. В результате система охватила 25 районов электрических сетей и были унифицированы все бизнес-процессы по административным процедурам для физических лиц. Теперь можно контролировать сроки исполнения процедур и формировать единые для всего предприятия отчеты, автоматически обновляемые и ежедневно размещаемые на корпоративном сайте. Кроме того, появилась возможность анализировать рентабельность оказываемых услуг.

Построить автоматизированную информационную систему для цеха по техобслуживанию и ремонту приборов учета электроэнергии (АИС «Производство») было решено в связи с ростом собственного производства и объемов ремонтов электронных счетчиков различных модификаций. На первом этапе автоматизировались процессы контроля движения материалов и комплектующих, необходимых для производства и ремонта приборов учета электроэнергии. Консалтинговая компания спроектировала АИС «Производство» в филиале «Энергосбыт» всего за 40 рабочих дней. В итоге были унифицированы бизнес-процессы изготовления собственной продукции, появилась возможность быстро развертывать готовое решение в других подразделениях. В дальнейшем система может быть доработана для поддержки планирования производства и ремонта приборов учета.

СВОИМИ РУКАМИ

Все проекты, введенные в эксплуатацию в 2016 году, реализовывались исключительно собственными силами. Так, c помощью информационной системы «Технологическое присоединение» (АИС ТП), охватившей 25 районов электрических сетей, были стандартизованы бизнес-процессы оказания услуг по подключению электроустановок для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В АИС ТП контролируются сроки исполнения процедур подключения электроустановок, формируются единые отчеты и анализируются фактические затраты по каждой услуге.

Чтобы к 1 июля 2016 года внести в ИАСУ «Гомельэнерго» изменения, связанные с деноминацией официальной денежной единицы Республики Беларусь, специалисты «Гомельэнерго» разработали комплекс мероприятий по проведению деноминации в ИАСУ.

В тестовой системе был активирован пакет преобразования валют и выполнены настройки ПО SAP для перехода на новую денежную единицу. Начиная с февраля рабочая группа ежемесячно проводила тестовую деноминацию на копии реальной базы данных, анализируя проблемы и отрабатывая действия персонала. При этом обращаться в службу поддержки пришлось всего лишь несколько раз в рамках стандартного договора техподдержки. Попутно были устранены некоторые неточности, накопившиеся в системе с момента ее ввода в эксплуатацию в 2008 году.

Сейчас специалисты компании работают над созданием ИС «Технические условия» для интеграции с АИС «Одно окно» и АИС ТП, а также разрабатывают решение для переоценки основных средств.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Главным достижением при внедрении ИАСУ РУП «Гомельэнерго» на базе SAP ERP является создание единого информационного пространства для учета и планирования хозяйственно-финансовой деятельности всех подразделений и филиалов, заменившего локальные комплексы. SAP ERP отличается расширенной функциональностью, высокой скоростью работы, большей масштабируемостью и возможностью внедрения дополнительных модулей с различным числом рабочих мест. Информационные системы «Гомельэнерго» позволяют формировать отчеты и справки, делать произвольные выборки информации в удобном представлении, редактировать шаблоны отчетных форм путем параметрической настройки. ERP-cистема легко настраивается и интегрируется с другими программными продуктами и имеет расширенные опции обеспечения безопасности.

В «Гомельэнерго» создано решение, готовое к тиражированию на другие предприятия белорусской энергосистемы. В сентябре 2016 года была обновлена концепция ИАСУ ГПО «Белэнерго». После обследования организаций, входящих в состав Министерства энергетики Республики Беларусь, будет составлен перечень бизнес-процессов, подлежащих автоматизации в 2017–2020 годах. О своем желании принять участие в этом проекте, нацеленном на создание ИАСУ ГПО «Белэнерго», заявило и руководство РУП «Гомельэнерго». 

Контакт с нами
Отправить

Выполните вход под своей учетной записью или зарегистрируйтесь, чтобы создать новую учетную запись.

Не зарегистрированы?

Еще не зарегистрированы? Получите доступ к 5000 эксклюзивных материалов, подпишитесь на новостную рассылку и управляйте ей.




Создать новый профиль