По рельсам перемен

«Грузинская железная дорога» первой внедрила ERP-систему SAP S/4HANA On-Premise на постсоветском пространстве и на железнодорожном транспорте в Европе.

В начале марта компании SAP и «Грузинская железная дорога» объявили о завершении проекта внедрения новейшей ERP-системы SAP S/4HANA. Помимо того, что это первое на постсоветском пространстве внедрение SAP S/4HANA на железнодорожном транспорте, в нем в полной мере представлены возможности глобальной службы SAP MaxAttention, оказывающей услуги премиальной поддержки. О деталях проекта рассказывает Леван Кукава, директор по ИТ компании «Грузинская железная дорога».

Несколько лет назад руководство вашей компании начало серьезные изменения. Почему они потребовались?

Леван Кукава
Леван Кукава, директор по ИТ компании «Грузинская железная дорога»:
«С помощью SAP мы смогли оптимизировать процессы в соответствии с лучшим опытом железнодорожных компаний»

В тот период у нас использовалось множество учетных информационных систем, которые обслуживали отдельные бизнес-подразделения. Комплексной автоматизации не было, и единая картина того, что происходит на самом деле, отсутствовала. Закупки материалов осуществлялись в ручном режиме, поэтому данные о приобретенных материалах попадали в учетные системы с одно-двухнедельной задержкой. В результате к тому моменту, когда удавалось собрать всю необходимую информацию, она уже устаревала, принятие решений замедлялось, а в ряде случаев оказывалось неэффективным. Например, из-за отсутствия четкого представления о том, где и что лежит, закупалось гораздо больше, чем нужно, и на складах накапливалось изрядное количество запасов.

В марте 2013 года в компанию пришла новая команда топ-менеджеров во главе с Мамукой Бахтадзе, которая решила изменить ситуацию. Было выдвинуто множество конструктивных идей по повышению эффективности в целом, снижению запасов на складах, обеспечению достоверной оценки себестоимости отдельных услуг и по другим направлениям. Ключевое внимание уделялось совершенствованию деятельности финансового подразделения, блоков логистики, ремонтов подвижного состава и оборудования, а также улучшению работы кадрового подразделения.

Кроме того, было принято решение внедрить комплексную систему управления, которая помогла бы снизить запасы на складах, ускорить процедуры закрытия финансовых периодов, наладить расчет себестоимости услуг и обеспечить возможность среднесрочного моделирования и планирования на срок до трех лет.

Почему именно SAP S/4HANA?

Прежде чем начать внедрение комплексной информационной системы, мы провели аудит потребностей в автоматизации и выбрали трех кандидатов на поставку ERP-системы. В ходе детальных переговоров с ними выяснилось, что проекты SAP уже реализованы в более чем 60 железнодорожных компаниях, в то время как у конкурентов было лишь несколько таких клиентов. Это стало решающим доводом в пользу SAP.

Работа по проекту началась в сентябре 2015-го, а уже в ноябре вышла новая версия ERP-системы – SAP S/4HANA. Если бы мы продолжили внедрение предыдущей версии, то сразу по его завершении нам пришлось бы начать развертывание S/4HANA, что потребовало бы гораздо больше денег и времени, чем внедрение системы с самого начала.

Какие возможности и особенности решения SAP S/4HANA оказались наиболее важны для вашей компании?


АО «Грузинская железная дорога» – единственный железнодорожный оператор Грузии. Компания владеет и управляет национальными железными дорогами, в том числе инфраструктурой, терминалами и подвижным составом. В числе подконтрольных ей объектов – 1422 моста, 32 тоннеля, 22 пассажирских вокзала и 114 погрузочных станций. В компании трудится более 12,5 тыс. сотрудников.

Ключевое значение имеют возможности бизнес-аналитики, предоставляемые практически в реальном времени. При этом для получения отчетов информацию не нужно переносить в специальное хранилище, она берется прямо из транзакционной базы данных. Хочу отметить прогрессивные средства создания и настройки пользовательского интерфейса, которые мы активно осваиваем. В скором времени возьмемся за изучение реализованной в системе поддержки Интернета вещей – его внедрение будет одним из важных направлений развития компании в ближайшее время.

Какие модули SAP S/4HANA было решено внедрять и кто ими пользуется?

Внедрены модули управления продажами и закупками, логистический и финансовый контуры (включая контроллинг и бюджетирование), модули управления персоналом, планирования и консолидации, техобслуживания и ремонтов оборудования (ТОРО), а также модули управления протяженными объектами. К системе подключено около 80% наших подразделений – почти 500 пользователей. Пока с ней не работают юридический отдел, канцелярия и некоторые другие поддерживающие службы.

Из каких этапов состоял проект? Какой из них оказался наиболее сложным?

План был стандартным: подготовка, дизайн, реализация, финальная подготовка и ввод в продуктивную эксплуатацию. Самым сложным этапом оказался дизайн: очень многие проектные решения пришлось согласовывать с заинтересованными лицами, чтобы скоординировать их мнения о том, как должна работать система.

Еще одна сложность связана с недостаточным уровнем компетенций партнера по внедрению. В результате сроки затянулись и возник серьезный риск того, что проект не будет завершен.

Что помогло преодолеть эти трудности?


80% ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОДКЛЮЧЕНО К СИСТЕМЕ
~500 ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Чтобы компенсировать недостаток компетенций у генподрядчика, мы приобрели у компании SAP услуги премиальной поддержки. Представители глобальной службы поддержки SAP MaxAttention обеспечивали контроль качества выполняемых работ и техническую проверку. Они высказали очень много замечаний, которые были учтены консультантами подрядчика: пришлось изменить некоторые проектные решения, а на этапе реализации переконфигурировать модули, чтобы максимально использовать возможности SAP S/4HANA. Кроме того, специалисты SAP MaxAttention рекомендовали оптимальную конфигурацию компьютерного оборудования для развертывания SAP S/4HANA.

Самый главный результат использования премиальной поддержки состоит в том, что мы получили доступ к международной экспертизе SAP: мои коллеги направили в SAP MaxAttention множество вопросов и оперативно получили компетентные ответы на них, что помогло реализовать проект быстро, без серьезных простоев и задержек.

Кроме того, мы смогли сформировать собственную компетенцию по внедрению SAP S/4HANA – это позволит избежать зависимости от подрядчиков и сэкономить немало средств. Помощь со стороны SAP MaxAttention была очень ценной, и компания не напрасно потратилась на премиальную поддержку – расходы окупились с лихвой.

Как отнеслись ваши сотрудники к внедрению новой системы? Что делалось для того, чтобы повысить лояльность к нововведениям?

Мы использовали политику «кнута и пряника», сочетая уговоры с предъявлением жестких требований. В качестве одной из мер системной мотивации применялась внутренняя оценка сотрудников, которая проводится раз в три месяца. В оценке специалистов, вовлеченных в проект, учитывался их вклад в его успешную реализацию, наиболее активные получали дополнительную прибавку к зарплате. Таким образом удавалось повысить заинтересованность ключевых сотрудников – это наш «пряник».

Что касается «кнута», то отдельные вопросы выносились на заседания совета директоров, который мог в приказном порядке обязать выполнять требования проектной команды. В случае невыполнения этих решений ответственные лица могли быть наказаны.

Что дало «Грузинской железной дороге» внедрение платформы SAP S/4HANA?

Нам удалось сократить сроки закрытия бюджетных периодов и уменьшить объемы материальных запасов на складах. Кроме того, повысилась эффективность бизнес-процессов: мы обнаружили, что очень многое в компании делается неправильно, и с помощью SAP смогли оптимизировать такие процессы в соответствии с лучшим опытом железнодорожных компаний. Как только в системе накопится достаточное количество данных, начнем более точно оценивать себестоимость своих услуг. Это позволит проводить более гибкую политику ценообразования. По нашим прогнозам, инвестиции в проект окупятся через пять лет.

Какие улучшения принес переход на новую систему клиентам – пассажирам и организациям, которые пользуются услугами «Грузинской железной дороги»?

Снижаются риски опоздания поездов, повышается гибкость тарификации и ценообразования. В частности, зная реальную себестоимость услуг, мы сможем вводить скидки и льготные программы для лояльных пассажиров. Компании, для которых мы организуем грузоперевозки, заметят улучшенное управление техобслуживанием и ремонтами подвижного состава: поезда и вагоны будут работать надежнее, число поломок сократится. Наши услуги в целом станут более качественными.

Благодаря внедрению системы, у компании появилась еще одна категория клиентов – предприятия Грузии, желающие внедрять системы SAP. Реализовав масштабный проект у себя, мы стали обладателями востребованных компетенций и готовы оказывать помощь по внедрению этих систем – не только осуществлять проектирование и настраивать модули, но также исследовать и оптимизировать бизнес-процессы. Таким образом, ИТ-подразделение сможет приносить компании дополнительный доход.

Каковы планы по развитию системы?


Снижаются риски опоздания поездов, повышается гибкость тарификации и ценообразования

В скором времени мы начнем заниматься локализацией решения SAP S/4HANA – необходимо перевести на грузинский язык интерфейс приложений и обеспечить поддержку требований нашего законодательства. Помимо прочего, это нужно и для того, чтобы продукты SAP успешно продавались на грузинском рынке.

Рассматривается возможность внедрения облачного HR-приложения SAP SuccessFactors. Основные опасения у нас вызывает надежность каналов Интернета, которые связывают Грузию со всем миром. В нашей стране всего два крупных провайдера, и низкий уровень конкуренции сказывается на качестве телекоммуникационных услуг.

Обязательно будем осваивать Интернет вещей. Собирая с помощью датчиков информацию о работе локомотивов и вагонов, мы сможем гораздо точнее прогнозировать поломки, вовремя их предотвращать и тем самым минимизировать потери. Кроме того, наши специалисты, находящиеся «в поле», будут быстрее оценивать техническое состояние объектов и принимать своевременное решение о необходимости ремонта.

Контакт с нами
Отправить

Выполните вход под своей учетной записью или зарегистрируйтесь, чтобы создать новую учетную запись.

Не зарегистрированы?

Еще не зарегистрированы? Получите доступ к 5000 эксклюзивных материалов, подпишитесь на новостную рассылку и управляйте ей.




Создать новый профиль