По пути инноваций

«Газпром нефть» оптимизирует закупочные процессы в рамках «Цифрового хаба».

Зачастую о нефтегазовых компаниях говорят как о всемогущих монстрах, которые вполне могут себе позволить быть неэффективными. «Газпром нефть» развенчивает этот миф, реализуя множество проектов, направленных именно на повышение эффективности своей работы, в том числе на оптимизацию закупочной деятельности. Программа построения «Цифрового хаба по закупкам» на платформе SAP Ariba должна вывести на принципиально новый уровень обеспечение компании ресурсами. О роли и перспективах этой программы рассказывает Артем Бородин, начальник департамента материально-технического обеспечения дирекции по закупкам ПАО «Газпром нефть».

Артем Бородин
Артем Бородин, начальник департамента материально-технического обеспечения дирекции по закупкам ПАО «Газпром нефть»:
«Облачные сервисы предоставляют качественно новые возможности, в первую очередь по взаимодействию с участниками рынка»

Что собой представляет программа развития цифровой системы закупок «Газпром нефти»?

Это комплекс мероприятий по повышению качественных показателей обеспечения компании необходимыми материально-техническими ресурсами. Речь идет не об этапах, а о непрерывных процессах совершенствования и мониторинга текущей деятельности, анализа предыдущих периодов, изучения внешнего опыта. Все эти составные части находятся в активной фазе.

Основой для автоматизации нашей бизнес-функции является платформа SAP ERP. С ее помощью уже удалось создать единую прозрачную систему закупок. Будущее программы заключается в переходе на инновационную платформу SAP S/4 HANA и подключении к бизнес-сети SAP Ariba.

Почему эта программа важна для компании?

Обеспечение МТР – это «источник питания» всех новых инициатив, поддержания существующего технического фонда в «боевом» состоянии. Чем дешевле и пунктуальнее снабжение, тем точнее ремонты, ввод в эксплуатацию новых объектов, тем больше возможностей для снижения стоимости продукции и повышения ее качества. Оптимальное обеспечение ресурсами позволяет их потребителям не думать о проблемах снабжения, а полностью сосредоточиться на основных задачах.

Чего уже удалось достичь?

В части покрытия процессов снабжения автоматизированными системами мы находимся близко к целевой модели. Но при автоматизации непрерывно оптимизируемых процессов достижение конечной цели возможно только в одном случае: если прогресс остановится. Основным результатом мы считаем минимизацию «человеческого фактора» в закупках, когда усилия специалистов направлены не на рутинные операции, а на применение экспертных знаний, которых компьютер пока полностью заменить не может.

Какие бизнес-задачи решаются путем развертывания SAP Ariba?

Мы рассматриваем SAP Ariba как новые сервисы, часть из которых уже была внедрена у нас в той или иной степени, но другими средствами. Облачные сервисы предоставляют качественно новые возможности, в первую очередь по взаимодействию с участниками рынка, с производителями.

Без особого преувеличения можно сказать, что наши поставщики охватывают практически весь рынок страны. Используя SAP Ariba, мы сможем подключить к закупочной сети новых контрагентов, в том числе и находящихся за рубежом, выполнять с помощью инструментов Ariba Discovery целенаправленный отбор новых претендентов. Очень внимательно изучая этот сервис, мы хотим задействовать его для получения новых возможностей.


Программа построения «Цифрового хаба по закупкам» на платформе SAP Ariba должна вывести на принципиально новый уровень обеспечение компании ресурсами

Наверняка ожидается много самых разных эффектов – финансовых и не только. Какие из них являются ключевыми и почему?

От любой инновации предприятие склонно ожидать максимального числа эффектов. Как показали предыдущие внедрения SAP, полученный результат всегда превосходил первоначально поставленные цели. Например, при росте объемов закупок на порядок, штат закупщиков вырос лишь незначительно.

Уже внедренная автоматизированная система предназначена для исключения вероятности ошибок. Это «цербер», не позволяющий отклоняться от процессов, заложенных в методологии. Причем контроль в информационной системе не рекомендательный, а блокирующий: сделать что-то неправильно не удастся.

Наблюдая за развитием SAP Ariba со времени ее появления на российском рынке, мы рассчитываем применить и ее новые возможности. Скажем, использование искусственного интеллекта позволит устранить пробелы в тех процессах, которые пока выполняет человек, – например, при инициировании какой-либо процедуры. С появлением возможностей Интернета вещей будут автоматически формироваться некоторые потребности, которые сейчас определяются человеком на основании других источников данных.

Это позволит меньше вовлекать специалистов в рутинные процессы, в то же время ускорится выполнение операций и обеспечится их прозрачность. У нас уже есть роботизированные цепочки процессов, но пока речь идет лишь об отдельных этапах, где за их выполнением наблюдает аналитик. Сейчас мы готовы объединить их в единую цепь.

Готова ли компания довериться искусственному интеллекту? Классический вопрос большинства руководителей: кто будет отвечать, если что-то пойдет не так?

О полной замене людей компьютером, конечно, говорить не приходится, да и возможности такой пока нет. Однако использовать помощь искусственного интеллекта в максимально большом числе процессов уже пора. Есть линейные процессы, где это будет вполне оправданным, но компьютеры еще не настолько умны, чтобы допускать их к вариативным процессам.

Сейчас мы приступаем к разработке «робота-закупщика», который сможет полностью удовлетворять возникающую потребность в МТР, включая контрактацию, выбор лучших условий и т. д. Для этого необходимо понять алгоритмы на каждом шаге этого процесса и формализовать их. Участие человека сведется к контролю машины, отпадет потребность в применении узкопрофессиональных знаний.


Цифровой хаб представляет собой единое цифровое закупочное пространство, это «живая» структура, которая позволяет избежать хаоса данных, обеспечить достоверность и целостность информации


Где будет проходить граница между роботом и человеком?

За роботом, как и за беспилотными автомобилями, нужно присматривать. Процесс физически находится под управлением искусственного интеллекта, а контроль отклонений от типовых сценариев должен быть в руках оператора. Мы уходим от контроля процесса снабжения к контролю робота-закупщика.

В чем заключается суть проекта «Цифровой хаб по закупкам»?

Если рисовать картину предельно крупными мазками, то это консолидация инструментов автоматизации процессов. Процесс снабжения состоит из множества подпроцессов: планирования, отбора, контрактации и т. п. На 90% мы близки к целевой модели, но для дальнейшего развития все это необходимо собрать воедино. Автомобиль проще тюнинговать в уже собранном виде: сложно прогнозировать, как себя поведет вся конструкция в ходе изменений. Наша цель при создании хаба – найти функциональные патологические дефициты и, устранив их методолого-технологическими инструментами, сгенерировать единый процесс.

При создании «Цифрового хаба по закупкам» планируется вести работы в двух направлениях: повышение эффективности внутренних процессов и реализация инновационных процессов. От чего ожидается больший эффект – от организационных мер или от технических?

Никакие технологические новшества не дадут нужного результата без их полноценного использования в производственном процессе. Мы придерживаемся строгой последовательности внедрения автоматизированных инструментов: сначала методология – и лишь потом автоматизация, органично наложенная на модель процесса. Этот же подход будем использовать и при создании «Цифрового хаба по закупкам».

Где ожидаются наибольшие сложности?

Любой проект, тем более такого масштаба и значения для бизнеса, – это бесконечный набор рисков. В первую очередь надо опасаться двух вещей: некомпетентности инноваторов и сопротивления пользователей, не желающих менять свои привычки. Что касается технических рисков, то они формализуемы, их не стоит принимать во внимание.


Дальнейшее направление развития – Индустрия 4.0: цифровые технологии, интеллектуальное взаимодействие вещей

Компетентных внедренцев можно находить изучая рынок. Нужно учить своих специалистов, они не появляются «ниоткуда». Второй риск устраняется с помощью последовательного внедрения и четкой отчетности. Бизнес должен поставить задачу, которая без использования новой системы не может быть выполнена.

Поскольку данный проект у нас далеко не первый и во многом базируется на практике предыдущих внедрений, нам удается нивелировать большинство рисков за счет наличия требуемого опыта и высоких компетенций ИТ-служб компании.

Какие возможности должны открыться после создания цифрового хаба?

Не секрет, что любая система автоматизации приносит не только прямой эффект. В нашем случае это снижение стоимости обеспечения производства. Надо помнить, что иногда даже один пропущенный шаг делает невозможным дальнейшее движение в нужном направлении.

Для применения технологий больших данных и искусственного интеллекта необходимы неразрывность и консолидация данных. Их мы получим только после создания единого цифрового пространства.

Цифровой хаб представляет собой единое цифровое закупочное пространство, это «живая» структура, которая позволяет избежать хаоса данных, обеспечить достоверность и целостность информации, а значит, и возможность полноценного анализа данных.

Дальнейшее направление развития – Индустрия 4.0: цифровые технологии, интеллектуальное взаимодействие вещей. При этом речь идет не только об устройствах, но и о событиях. Например, «вещью» вполне может быть информация о местонахождении товара, на основании чего резервируется место на складе и выполняется заказ погрузочно-разгрузочных работ. Без консолидированных данных, которые мы получаем с помощью создаваемого цифрового пространства, реализация такого подхода будет невозможна.

Контакт с нами
Отправить

Выполните вход под своей учетной записью или зарегистрируйтесь, чтобы создать новую учетную запись.

Не зарегистрированы?

Еще не зарегистрированы? Получите доступ к 5000 эксклюзивных материалов, подпишитесь на новостную рассылку и управляйте ей.




Создать новый профиль