Крупнейшие в мире

Проекты по внедрению решений SAP в Сбербанке по ряду показателей стали крупнейшими не только в стране, но и в мире. Банку удалось в короткие сроки построить единую ИТ-платформу и одновременно реформировать бизнес-процессы.

Никита Рыбченко
Никита Рыбченко, директор дирекции ERP департамента финансов Сбербанка:
«Сроки были выдержаны, чему помогли несколько факторов. Из ключевых – лидирующая роль бизнеса в программе трансформации»

В 2010 году Сбербанк начал внедрение SAP-систем по направлениям: управление внутрихозяйственной деятельностью (УВХД), персоналом и недвижимостью. С 2016 года в системе АС УВХД (SAP) работает более 80 тыс. пользователей, в системе SAP HCM рассчитывается заработная плата более 250 тыс. сотрудников. В целом внедрение стало одним из крупнейших централизованных внедрений SAP в России и в мире. В 2015 году Сбербанк перевел на платформу SAP HANA подсистему планирования АС УВХД (SAP).

О том, какие задачи решали эти проекты и каковы их результаты, рассказывает Никита Рыбченко, директор дирекции ERP департамента финансов Сбербанка.

С чем была связана потребность во внедрении решений SAP?

Когда все начиналось, во всех территориальных банках и центральном аппарате использовались различные децентрализованные, зачастую «самописные» системы по управлению ресурсами.

В процессах управления внутрихозяйственной деятельностью отсутствовала единая методология, территориальные банки работали по своим правилам, свыше 200 групп процессов требовали унификации.

Кадровое делопроизводство и расчет зарплаты осуществлялись на основании

90 различных локальных кадровых баз, отсутствовали источники получения унифицированной достоверной информации, не было возможности быстро и точно ответить на вопрос, сколько сотрудников на текущий момент работает в Сбербанке.

Это положение нужно было кардинально менять, основной задачей стало повышение уровня зрелости, эффективности и прозрачности процессов управления ресурсами за счет унификации и автоматизации значительной части деятельности Группы «Сбербанк».

Кто был инициатором проекта?

Первоначально инициатива по выбору и внедрению новой ERP-платформы исходила от ИТ-блока. Однако после более глубокого погружения стало понятно, что потребуется масштабная бизнес-трансформация, связанная с изменением бизнес-процессов. Соответственно спонсорство и руководство программой были переданы в блок «Финансы». В реализацию программы полностью вовлечены бизнес- и ИТ-подразделения банка.

Почему вы выбрали SAP?

Был проведен открытый конкурс по выбору платформы ERP, проанализированы возможные решения, и с учетом масштабов задач Сбербанка был выбран SAP как наилучший вариант.

Выбирая систему, оценивали не только саму ИТ-систему, но и возможности вендора по выстраиванию долгосрочных партнерских отношений, а также экосистему партнеров по внедрению решений в России.

Кто участвовал во внедрении?


БОЛЕЕ 80 000 ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ РАБОТАЕТ В СИСТЕМЕ АС УВХД (SAP)

В СИСТЕМЕ SAP HCM РАССЧИТЫВАЕТСЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА БОЛЕЕ 250 000 СОТРУДНИКОВ


Привлекались практически все основные крупные компании, работающие в этом сегменте рынка. Основными партнерами по направлению УВХД стали группа «БДО Юникон», «Сапран» и IBS, по внедрению SAP HCM – «Ай-Теко», «Сапран» и IBS, а по внедрению SAP RE – iSystems.

В то же время мы тесно сотрудничали с Глобальной службой поддержки SAP. Команда SAP MaxAttention контролировала качество решения на всех стадиях проектов, привлекала зарубежных специалистов, помогала с использованием лучших мировых практик.

Этот опыт был особенно важен, так как по ряду показателей наше внедрение стало крупнейшей централизованной инсталляцией в России, а по некоторым – даже в мире. В частности, таковым оказался перевод подсистемы планирования АС УВХД (SAP) на платформу SAP HANA.

Какие этапы проектов были самыми сложными?

Вначале осуществлялось пилотное внедрение решений либо в центральном аппарате (ЦА), либо в центральном аппарате и одном территориальном банке. Например, АС УВХД (SAP) внедрялась в ЦА, SAP HCM – одновременно в ЦА и в Московском банке. Пилотные внедрения были особенно непростыми, так как внедрялась новая модель управления и процессы.

После завершения пилотных проектов осуществлялось тиражирование. В рамках первой волны доделывался шаблон решения, соответствующий потребностям типового территориального банка. Сложности были связаны с одновременной доработкой шаблона и тиражированием в несколько территориальных банков.

Крупнейшие волны тиражирования (8 территориальных банков по АС УВХД (SAP), 11 территориальных банков по SAP HCM) были сложны тем, что имели значительный географический охват и количество пользователей.

Удалось ли соблюсти сроки?

Да, сроки были выдержаны, чему помогли несколько факторов. Из ключевых – лидирующая роль бизнеса в программе трансформации. Нам удалось оптимально выбрать последовательность этапов реализации программы, скоординироваться с организационными преобразованиями банка, а также с другими его крупнейшими программами.

Кроме того, удалось создать замотивированную внутреннюю команду. Поначалу у нас не было ни одного человека, знакомого с технологиями и продуктами SAP, а на настоящий момент внутренняя команда состоит более чем из 400 специалистов от бизнеса и ИТ.

При внедрении новых решений одна из важнейших задач – добиться лояльности сотрудников к нововведениям. Как она была достигнута?

Любая масштабная трансформация первоначально ведет к всплеску неудовлетворенности пользователей, потому что изменяется привычный порядок работы, предъявляются новые требования.

Чтобы снять недовольство, был предпринят комплекс мер. Была построена сильная система внутренней коммуникации, которая информирует о предстоящих изменениях и о том, что и когда будет происходить, какие процессы затронет внедрение и т. д.

Помимо этого, проводилось масштабное очное обучение под руководством тренеров, частично обучение проводилось в электронном виде. Был введен механизм внутреннего наставничества.

Как определить эту удовлетворенность?

Удовлетворенность пользователя зависит не только от непосредственных характеристик самой ИТ-системы – от ее производительности, дружелюбности интерфейса, функциональных возможностей. Крайне важна организационно- процессная часть самих сервисов: если процесс не очень хорошо построен, пользователи недовольны. Поэтому мы не внедряли процессы «как есть», а реализовывали их целевые модели и продолжаем следовать такому подходу: собираем обратную связь от пользователей и делаем улучшения, которые позволяют повысить удобство и эффективность работы пользователей.

Кроме того, была обеспечена бизнес- поддержка пользователей. На базе одного из территориальных банков создан Центр компетенций по ERP, основными функциями которого являются оказание бизнес-поддержки, регулярное обучение пользователей, ведение справочников и пр. Сотрудники ЦК ERP помогают пользователям находить ответы на сложные методологические вопросы, имеющие отношение именно к бизнесу, а не к ИТ-инцидентам.

Что дало Сбербанку внедрение планирования на SAP HANA?

Внедрив планирование АС УВХД (SAP) на стандартном ERP-функционале, мы столкнулись с проблемами производительности, что привело к низкой удовлетворенности пользователей. Соответственно, процесс перехода на SAP HANA был инициирован именно с подсистемы планирования.

В результате удалось увеличить скорость работы этой подсистемы до 300 раз по отдельным показателям. Кроме того, это дало возможность существенно развить функционал бизнес-аналитики и отчетности, на что из-за низкой производительности системы раньше рассчитывать не представлялось возможным.

Каковы общие результаты внедрения решений SAP?

В АС УВХД (SAP) мы реализовали новую бизнес-модель управления расходами, которая включает в себя трехкомпонентную бюджетную модель, планирование и управление расходами, в том числе распределение операционных расходов до уровня внутренних структурных подразделений, клиентских сегментов и продуктов.

В управлении персоналом реализованы единая методология кадрового учета и расчета заработной платы, единый процесс оценки и премирования и т. д.

Поставленные цели по внедрению базовой платформы полностью достигнуты. Удалось значительно сократить время реализации ряда процессов и подготовки аналитической отчетности для них. Следует отметить, что до внедрения SAP мы вообще не могли получить значительную часть управленческой информации.

Как вы планируете развивать систему?

Основной фокус – повышение удовлетворенности пользователей, а также расширение функциональности внедренных решений. Например, проект по бизнес-планированию, который реализуется на платформе SAP BPC on HANA. Большое внимание уделяем развитию внутренних сервисов самообслуживания для сотрудников.

Для повышения производительности систем продолжим переход на SAP HANA (основной транзакционный функционал ERP). Планируем продолжать сотрудничество с командой SAP MaxAttention, которая будет обеспечивать контроль качества решения.

Контакт с нами
Отправить

Выполните вход под своей учетной записью или зарегистрируйтесь, чтобы создать новую учетную запись.

Не зарегистрированы?

Еще не зарегистрированы? Получите доступ к 5000 эксклюзивных материалов, подпишитесь на новостную рассылку и управляйте ей.




Создать новый профиль