Инновации из первых рук

Как решать инновационные бизнес-задачи в эпоху цифровой трансформации.

Обширная академическая сеть SAP, охватывающая 96 вузов в России и странах СНГ, сегодня открыта для сотрудничества с бизнесом не только в сфере подготовки кадров, но и в области создания инноваций. Новое направление называется SAP Next-Gen и предусматривает формирование сети SAP Next-Gen Labs – инновационных центров, применяющих методики, форматы и лучшие практики ведущих университетов мира. Центры инноваций на базе университетов дают возможность проявить себя следующему поколению, которое пока еще учится, но именно его идеи будут определять бизнес-ландшафт завтрашнего дня.

ЧЕГО ХОТЯТ «ИГРЕКИ»?


Возможность работы в SAP Next-Gen Lab открыта для вузов России и СНГ, которые готовы инвестировать в расширение международного сотрудничества, взаимодействие с бизнесом и развитие предпринимательского потенциала своих студентов

В цифровую эпоху инвестировать в приобретение знаний, развитие навыков и компетенций необходимо постоянно и на протяжении всей жизни. Соответственно, меняются и подходы к получению образования. Традиционные формы вузовского обучения теряют популярность, уступая место новым практикам.

Основными потребителями образовательных услуг сегодня являются представители «поколения Y», или миллениалы, для которых характерно стремление к самостоятельному трудоустройству и ведению предпринимательской деятельности. Даже работа в крупной корпорации воспринимается ими как своего рода внутреннее предпринимательство.

В ближайшем будущем именно «игреки» станут основными покупателями товаров и услуг: к 2025 году на их долю придется 75% потребительского спроса. Поэтому компаниям b2c-сегмента уже сейчас стоит внедрять инновации с учетом интересов нового типа потребителей. И остальным участникам рынка тоже следует понимать, чего хотят миллениалы, и предоставлять им шансы для воплощения в жизнь их идей.

Одним из непременных условий взаимодействия с «игреками» является возможность выбора.

НОВЫЕ ФОРМАТЫ

Находясь в условиях исключительно академической среды, ни один вуз в мире не сможет обеспечить студентов теми компетенциями, о которых говорят визионеры и которые наиболее востребованы современными работодателями: проектным мышлением, эмоциональным интеллектом и пр. В рамках обычных учебных программ, без поддержки бизнес-партнеров, организовать проектную работу с грамотной постановкой целей и четкой оценкой результатов чрезвычайно сложно. Поэтому бизнес, вузы и сами студенты активно ищут эффективные способы взаимовыгодного сотрудничества.

Новые образовательные форматы рождаются в первую очередь благодаря цифровым технологиям, которые постепенно пронизывают нашу повседневную жизнь, открывая небывалые возможности. Большой популярностью сегодня пользуются краудсорсинг, инноджемы, кодджемы (с участием коучей) и хакатоны, предполагающие командную работу над решением инновационной задачи.

Например, SAP совместно с Институтом медико-биологических проблем РАН, Марсианским обществом и Южным федеральным университетом провела хакатон, нацеленный на создание приложений для управления роботами в ходе внекорабельной деятельности на Марсе.

На подобных мероприятиях, где программа четко определена, а время жестко ограничено, молодые люди создают действительно интересные решения на основе собственного пользовательского опыта и инсайтов из интервью с экспертами, собранных в ходе сессий по дизайн-мышлению. Так, на совместном инноджеме SAP и Сбербанка студенческие команды создавали мобильные lifestyle-приложения (приложения, которые помогают пользователям выполнять повседневные дела) с банковской функциональностью. В результате победа была присуждена команде, представившей спустя 28 часов интенсивной работы систему управления проектом с возможностью работы с платежами внешних контрагентов. Высокая оценка, данная представителями Сбербанка, подтверждает уже очевидный для многих факт, что пользовательский опыт «игреков» полезен для развития крупного бизнеса. Инициатива такого инноджема – яркий пример того, как компании на раннем этапе начинают выстраивать отношения со своими будущими сотрудниками.

ИННОВАЦИОННЫЕ «ПЕСОЧНИЦЫ»


В цифровую эпоху инвестировать в приобретение знаний, развитие навыков и компетенций необходимо постоянно и на протяжении всей жизни

В большинстве вузов студенты не имеют возможности контактировать с реальными клиентами, которые заинтересованы в результате и готовы инвестировать в решение своей проблемы. Между тем преимущества такого формата взаимодействия сложно переоценить: он позволяет молодым людям «попробовать на вкус» настоящий проект, применив только что полученные знания на практике. Устраняя этот пробел, SAP предложила новый формат сотрудничества – создание центров инноваций SAP Next-Gen Lab в ведущих университетах.

В этих своеобразных «инновационных песочницах» применяются различные формы работы. В первую очередь следует отметить проектные семинары, когда студенческо-преподавательский коллектив в течение 3–6 месяцев работает над поставленной клиентом задачей и в итоге создает прототип решения на базе SAP Cloud Platform. Кроме того, в лабораториях проводятся инноджемы, в ходе которых сформулированная в очень общем виде бизнес-задача решается с использованием принципов дизайн-мышления.

Во всех форматах подразумевается поиск некоего инсайта, который может лечь в основу нового продукта или решения. Команда разбирается в проблеме, чтобы понять ее первопричину, а потом «нанизать» на нее сначала подходы и на последнем этапе – технологии.

Концепция Next-Gen Lab основана на опыте Школы инженерного дизайна (School of Design Engineering) – совместного проекта SAP и Стэнфордского университета. Работа по модели проектных семинаров практикуется в курсе Школы инженерного дизайна и международной академической сети SUGAR (Stanford University Global Academic Alliances for Design Re-engineering). Задачи ставятся такими крупными компаниями, как Renault, Ford, IKEA. Например, в поисках новой бизнес-ниши для IKEA студенты придумали оригинальный способ сборки мебели с помощью специальных магнитов. По итогам его финальной презентации международной студенческой проектной командой шведская компания обозначила планы по запуску экспериментального производства для тестирования такой мебели и оценки возможности выпуска ее на широкий потребительский рынок. Для Volvo студенты разрабатывают дроны, безопасные для строительных рабочих, для Audi – технологии Connected Cars.

Помимо облачной платформы, ускоряющей процесс прототипирования, SAP предоставляет лабораториям базовое техническое оснащение для конкретных проектов – к примеру, VR-очки, которые помогут организовать обучение с помощью дополненной реальности, датчики Arduino, позволяющие создавать сценарии для Интернета вещей, или квадрокоптер для тестирования различных ремонтных и логистических сценариев.

ПЕРВЫЕ ЛАСТОЧКИ

Сегодня возможность работы в SAP Next-Gen Lab открыта для вузов России и СНГ, которые готовы инвестировать в расширение международного сотрудничества, взаимодействие с бизнесом и развитие предпринимательского потенциала своих студентов.

Несмотря на некоторый cкепсис бизнеса по отношению к российским университетам, примеры решения реальных задач в инновационных лабораториях уже есть и в нашей стране. Так, в Московском технологическом университете команда SAP Next-Gen Lab работает над прототипом базы данных, позволяющей вести реестр продукции технических средств. Кроме того, МТУ заинтересован в создании роботов для дискретного производства.

А в Российском государственном университете нефти и газа имени И. М. Губкина в конце 2016 года открылся первый в мире нефтегазовый центр инноваций SAP Next-Gen Lab, где будут решаться бизнес-задачи партнеров университета. «Нефтегазовые компании, с которыми мы сотрудничаем, заинтересованы в “умных” решениях и новых бизнес-сценариях талантливых студентов, а также в найме специалистов, уже хорошо знакомых с решениями SAP», – отметил Михаил Силин, проректор по инновационной деятельности и коммерциализации разработок.

В этом университете на базе Next-Gen Lab студенты будут разрабатывать концепты и прототипы решений актуальных для отрасли задач. В намеченных планах – проведение проектного семинара с участием студентов нескольких кафедр, организация постоянно действующего экспертного семинара с привлечением специалистов SAP, представителей вузов и нефтегазовых предприятий. В центре будут проводиться инноджемы и прикладные исследования, реализовываться консалтинговые и глобальные краудсорсинговые проекты. В распоряжение молодых специалистов предоставлена рабочая зона для обучения и мероприятий, тестирования робототехники и экспериментальных устройств.

В настоящее время команда Next-Gen Lab совместно с одной из нефтегазовых компаний разрабатывает демостенд для ежегодного московского SAP Forum, где будут представлены инновационные сценарии оценки состояния магистральной сети и ремонта оборудования с использованием квадрокоптеров и технологий компьютерного зрения.

Третий центр SAP Next-Gen Lab открылся в Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики. Затем на базе московского и нижегородского кампусов Высшей школы экономики и Университета Мюнстера будет сформирован панъевропейский инновационный пояс, ориентированный на создание решений для банков и государственных финансовых организаций. Кроме того, в ближайшее время планируется создание лабораторий SAP Next-Gen в Белоруссии, Казахстане и Узбекистане. 


Юрий Куприянов
Юрий Куприянов, менеджер Университетского альянса SAP по СНГ:
«На проектных семинарах студенты начинают понимать, что такое реальный бизнес»

ВЫИГРЫВАЮТ ВСЕ

Центры SAP Next-Gen Lab открывают широкие возможности для всех участников. Предприятия получают шанс на внедрение инновационных решений и бизнес-сценариев, основанных на результатах прорывных исследований, предпринятых молодыми дарованиями. Именно таким образом можно найти решение важных задач, до которых «не доходят руки» в условиях производственного процесса. Компании создают центры присутствия в ведущих университетах, где в творческой научной среде рождаются и обкатываются свежие идеи. Кроме того, лаборатория инноваций – потенциальное место проведения инноджемов и хакатонов, нацеленных на решение конкретных бизнес-задач с участием перспективных студентов.

Next-Gen Lab дает возможность работать с инновационными решениями не только в рамках учебного процесса, но и при проведении исследований, позволяет внедрять проектные формы обучения в ходе решения реальных отраслевых задач и создания прототипов инновационных продуктов.

В инновационных лабораториях студенты развивают предпринимательские, дизайнерские и проектные навыки, применяя знания на практике и выявляя свои сильные и слабые стороны, а также учатся работать в команде и добиваться качественного результата. «На проектных семинарах студенты начинают понимать, что такое реальный бизнес, – подчеркнул Юрий Куприянов, менеджер Университетского альянса SAP по СНГ. – “Якорный” партнер обеспечивает обратную связь в процессе работы над проектом и предъявляет жесткие требования при защите результатов».

По его мнению, для студентов такая работа должна быть не факультативной, а встроенной в учебный процесс (например, как курсовой или дипломный проект). И для преподавателя, курирующего проект, работу в лаборатории необходимо включать в учебную нагрузку. «Это дает максимальные гарантии устойчивости предложенной нами модели и получения наилучшего результата», – полагает Куприянов.

Контакт с нами
Отправить

Выполните вход под своей учетной записью или зарегистрируйтесь, чтобы создать новую учетную запись.

Не зарегистрированы?

Еще не зарегистрированы? Получите доступ к 5000 эксклюзивных материалов, подпишитесь на новостную рассылку и управляйте ей.




Создать новый профиль