Agile для «МегаФона»

Компания «МегаФон» в сотрудничестве с SAP начала реализацию глобального проекта по переводу своих бизнес-процессов на платформу SAP S/4HANA. Первым его этапом стало создание системы управления договорами и платежами, которая заменит неэффективно работающее решение. Разработка ведется по методологии Agile, чем обеспечиваются постоянное взаимодействие и совместная работа специалистов «МегаФона» и SAP.

МегаФон» – один из ведущих российских операторов связи, признанный лидер в предоставлении услуг мобильной передачи данных. В непростых экономических условиях, в ситуации усиленной конкуренции на рынке телекома рост эффективности становится ключевым условием сокращения издержек и повышения прибыли. Именно поэтому компания начала важный проект реинжиниринга своих бизнес-процессов. Платформой для выполнения столь трудной задачи стало решение SAP S/4HANA.

ПЕРВЫЙ ШАГ

Александр Алдаров
Александр Алдаров, главный архитектор CCPM, «МегаФон»:
«Синергетический эффект взаимодействия наших команд, таких разных, но очень цельных, просто огромен»

Стартом проекта стало создание нового решения для управления договорами и платежами взамен существовавшей в компании системы «МегаДок», которая ежедневно обеспечивала 7 тыс. пользователей по всей России возможностями инициации и согласования процесса заключения договоров.

В течение нескольких лет все задачи, возложенные на «МегаДок», выполнялись вполне успешно. Процесс работы был выстроен уникальным образом: благодаря автоматизации аналитических и контрольных функций нагрузка на пользователя уменьшается, ресурсы перенаправляются на более затратные направления, что ведет к повышению эффективности бизнеса.

Однако «МегаДок» создавался довольно давно, технологическая платформа успела за это время устареть и уже не соответствует задачам бизнеса и потребностям пользователей. Кроме того, из-за обилия реализованных в системе функций порой снижалась продуктивность работы с ней, поскольку пользователю, особенно новичку, еще не изучившему систему, не всегда удается быстро найти нужную функцию и понять, что делать дальше.

«Почти 10 лет назад в компании было принято решение об упорядочивании договорной деятельности, что включало в себя выстраивание процессов инициации, согласования, исполнения договоров, – рассказывает главный архитектор решения Александр Алдаров. – Поначалу эти преобразования воодушевления не вызвали, но, по мере того как работа становилась более удобной и понятной, накапливался опыт, все активнее охватывались новые области. Примерно через пять лет, в 2012 году, стартовал проект выстраивания сквозных непрерывных цепочек процессов P2P, в рамках которого реализованы современные механизмы и накопленные знания. Так были выстроены договорные процессы, используемые и сегодня. Прошло еще 5 лет, и теперь мы запустили проект GreenLeaf – составную часть проекта реинжиниринга SAP ERP. За прошедшие годы сотни профессионалов решили десятки тысяч проблем, накопили колоссальный багаж знаний и опыта, реализовали договорные процессы на недостижимом в среднем по рынку уровне, что, конечно же, найдет воплощение в новой реализации».

СБОР КОМАНДЫ

Перед компанией стояла сложная задача – заменить работающее решение, повысив продуктивность и не теряя функциональности. Поскольку различные инструменты SAP используются в «МегаФоне» более 10 лет, новое программное обеспечение должно было разрабатываться с нуля на базе самых современных технологий SAP S/4HANA и с пользовательским интерфейсом Fiori 2.0. К работе над проектом решено было привлечь Центр заказной разработки SAP в России (SAP Custom Development, CD).


Проект GreenLeaf стал составной частью проекта реинжиниринга SAP ERP

«Contract and Cash Payment Management (CCPM) – так мы решили назвать новый продукт, – поясняет Александр Алдаров. – Название указывает на первоначальный замысел нового модуля: управление договорами и платежами. Надо было не только не потерять драгоценный опыт, но и получить более удобное, высокопроизводительное, гибкое решение, созданное на основе современной платформы и обладающее возможностью полноценной интеграции с ее стандартным функционалом. После стольких лет непрерывных поисков выхода из сложных ситуаций, вызванных ограничениями прежней системы, мы четко знали, что нам потребуется в будущем решении».

Привлечение к работе над подобными проектами специалистов SAP CD – проверенная практика в тех случаях, когда требуется создать программное обеспечение для критически важных процессов и сделать это с максимально высоким уровнем качества, свойственным разработкам корпорации SAP.

Глобальная организация CD существует в SAP уже более 10 лет. За это время выполнено свыше 3600 проектов CDP (Custom Development Project) для более чем 1,5 тыс. клиентов. Кроме того, множество разработчиков и архитекторов CD ранее занимались созданием продуктов SAP. Таким образом, CDP-проекты реализуются с привлечением лучшей международной экспертизы.

ХОД РАБОТ


Новое ПО должно было разрабатываться с нуля на базе самых современных технологий SAP S/4HANA и с пользовательским интерфейсом Fiori 2.0. К работе над проектом решено было привлечь Центр заказной разработки SAP в России

Проект CDP, ставший частью масштабной программы совместных инноваций «МегаФона» и SAP, стартовал в апреле 2016 года. Работа над ним строится по принципам Agile. Использование этих методик позволяет оценивать и принимать в реализацию самые лучшие идеи. В результате создается действительно полезное программное решение – бизнес-пользователи получают именно те возможности, которые им нужны. Исследования подтверждают, что при стандартном, «водопадном» подходе есть риск наполнить систему функциями, половина из которых будет использоваться крайне редко.

Прежде всего предстояло сформировать детальные требования к системе, понять, что именно нужно пользователям, какие сценарии работы существуют в бизнес-процессе. При этом важно было раскрепостить респондентов, вдохновить их на выдвижение самых интересных идей, которые утвердили бы бизнес-эксперты и ИТ-специалисты и передали в дальнейшую проработку – для подготовки детального дизайна системы.

Благодаря подходам, заложенным в Agile, разработчики установили тесную связь с конечными пользователями. От устаревшей концепции «вы подрядчик, я клиент» удалось перейти к командной работе и совместным инновациям.

Успешно применялись такие мероприятия и методики, как Design Thinking, определение персон пользователей, и, конечно, работы по созданию будущего интерфейса пользователя проводились с привлечением профессиональных UX-дизайнеров.

Для понимания задач и функций будущей системы надо было составить портреты потенциальных пользователей, а также понять, какие у них есть пожелания, пристрастия, условия работы, какие роли существуют во взаимодействии с системой. Разработчики общались с двумя фокус-группами: с сотрудниками, готовыми давать советы по улучшению системы, и с теми, кто высказывал критические замечания.


Проект CDP, ставший частью масштабной программы совместных инноваций «МегаФона» и SAP, стартовал в апреле 2016 года. Работа над ним строится по принципам Agile

«Подход, предложенный командой CDP, был не совсем обычным для нас, – рассказывает Александр Алдаров. – Для пилотного проекта мы выбрали несколько филиалов и задали их сотрудникам простой вопрос: в чем заключено для вас счастье работы с системой? Счастье ведь для каждого свое. Собрав фокус-группы из персонала разных подразделений, мы составили портрет типового пользователя, не упуская мелочей, и выработали понятные критерии эффективной работы с системой».

Разработчики SAP взаимодействовали со всеми ключевыми департаментами клиента и самыми инициативными пользователями «МегаДока» в Самаре, Санкт-Петербурге и головном офисе компании в Москве. В общей сложности было предложено более 700 идей. Эти встречи, на которых были озвучены и переданы разработчикам самые ценные и срочные требования, оказались очень насыщенными и продуктивными.

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В начале 2017 года команда SAP представила клиенту первую версию приложения на сессии Show&Tell. Такая встреча – один из элементов Agile. Разработчик регулярно показывает результаты своего труда и выслушивает замечания, пожелания, новые идеи.

Сессия оказалась очень полезной и для создателей решения: в ходе этой встречи было сгенерировано более трех десятков идей по улучшению продукта.

«Реализация проекта подчинена методологии разработки SCRUM, что не вполне для нас привычно, хотя многие приемы мы уже используем в текущей работе, – делится мнением Александр Алдаров. – Для методологов, ключевых пользователей системы, тоже поначалу было в новинку видеть, как постепенно, от релиза к релизу, выстраивается и совершенствуется продукт. Но теперь они согласны с тем, что такая сложная задача не может быть решена с наскока. Необходимо видеть этапы и вовремя корректировать направление разработки. Синергетический эффект взаимодействия наших команд, таких разных, но очень цельных, просто огромен: если бы мы по отдельности делали два подобных решения, результат даже на треть не был бы столь же функциональным, технически правильным и удобным». 

Контакт с нами
Отправить

Выполните вход под своей учетной записью или зарегистрируйтесь, чтобы создать новую учетную запись.

Не зарегистрированы?

Еще не зарегистрированы? Получите доступ к 5000 эксклюзивных материалов, подпишитесь на новостную рассылку и управляйте ей.




Создать новый профиль