Готовность к инновациям

Компания Tele2 осуществила масштабное внедрение решений SAP. По мнению Людмилы Смирновой, главного финансового и административного директора Tele2, компания стала более управляемой, гибкой и готовой к реализации новых сложных проектов.

Компания-консерватор и компания-новатор – до кризиса это разделение никто не оспаривал. Можно ли сегодня сказать, что грань стирается?

Думаю, что для Tele2 такое утверждение справедливо: бизнес-модель дискаунтера, по которой мы работаем, давно известна рынку, но для телекоммуникационной отрасли она является инновационной.

Несмотря на все изменения рыночной ситуации, требования акционеров сохраняются: бизнес должен приносить доход. На пересечении этих требований находятся инновационные решения. Например, Tele2 первой из представителей российского телекома перешла на единую облачную ERP-платформу – SAP HANA Enterprise Cloud.

Tele2 прошла путь от дочерней компании шведского концерна до федерального сотового оператора. Как за это время менялись бизнес-процессы, в том числе управление финансами?

Эволюция бизнеса привела нас к необходимости централизации всех функций, в том числе финансовой. Причем мы проводили эту работу в сложных условиях: после объединения с сотовыми компаниями «Ростелекома» бухгалтерии Tele2 предстояло «принять на борт» еще 60 подразделений.

Внедрение SAP ERP обеспечило полную централизацию бухгалтерского учета, мы можем вести бюджетирование и план-фактный анализ гораздо быстрее и точнее. Кроме того, в планировании участвуют менеджеры разного уровня, и это мотивирует каждого участника исполнять бюджет наилучшим образом. Оптимизация учета проектов позволила на 10% сократить расходы на развитие и не замедлить темпы роста. Четкий контроль затрат, единый подход и глубокое понимание рынка позволяют предлагать абонентам именно те продукты, которые максимально отвечают их потребностям.

В последние годы большинство бизнес-функций становятся кросс-дисциплинарными: продажи интегрируются с поставками, производство – с логистикой. Справедливо ли это для корпоративных финансов?

Безусловно, роль CFO становится кросс-функциональной – например, в сферу моей ответственности входят корпоративные финансы и административное управление. Однако в современной трактовке CFO отвечает и за общую эффективность, и за рост бизнеса, поэтому ему необходимо «3D-видение» всей деятельности организации. Возрастает важность правильного выбора ИТ-инструментов: это инвестиция, от которой зависит, насколько точно и быстро компания сможет реагировать на изменения рынка, соотнося их со своей стратегией.

Людмила Смирнова
Людмила Смирнова, главный финансовый и административный директор Tele2:
«В современной трактовке CFO отвечает и за общую эффективность, и за рост бизнеса, поэтому ему необходимо "3D-видение" всей деятельности организации

Вы ключевой бизнес-заказчик внедрения SAP BPC и SAP ERP, крупнейшего проекта по трансформации бизнес-процессов Tele2. Что для вас стало основным аргументом в пользу такого проекта?

С переходом на централизованные решения на базе SAP мы смогли сформировать для бизнеса новую ценность: финансовый департамент стал сервисным центром, помогающим руководству Tele2 оперативно принимать обоснованные решения. Мы отвечаем за точность, актуальность, полноту бизнес-информации, необходимую акционерам и топ-менеджменту для принятия решений. И такие технологии, как большие данные, облака, комплексная аналитика, позволяют выполнить эти задачи более качественно.

Внедрение SAP ERP позволило на 30% повысить управляемость компании, получить объемное видение финансовой ситуации, увязать процессы планирования и бюджетирования, сделать работу подразделений согласованной, а бизнес-процессы – более целостными, гибкими и оперативными. Руководству Tele2 стало удобнее и проще осуществлять общее планирование, соотносить финансовые и операционные планы со стратегическими целями. Кроме того, благодаря выбору облачной платформы компания смогла сократить стоимость владения (TCO) и минимизировать риски, связанные с высоким курсом доллара и евро, а также с дефицитом специалистов по работе с платформой HANA в регионах. Даже в пик ослабления рубля, в 2014 году, Tele2 смогла развернуть и реализовать масштабный проект, распределив выплаты за владение облачной инфраструктурой на пять лет вперед.

Что изменилось в работе финансового департамента Tele2 с переходом на новую систему? Как пользователи оценивают эффект от автоматизации?

Прежде всего следует отметить значительную мощность решения SAP – предыдущая система не была готова к возросшему объему данных. Сегодня у Tele2 39 млн абонентов, и требуется обработка соответствующего объема транзакций фактически в реальном времени, чтобы менеджмент получал отчетность без задержек.

Чем больше новых возможностей появлялось, тем более очевидными становились плюсы автоматизации. Сейчас 30% сотрудников Tele2 постоянно работают в системе, а общее количество пользователей – около 2, 5 тыс. С переходом на версию 10.1 мы увеличили объем аналитики и количество одновременно работающих пользователей – с учетом BPC их уже больше 2500!

Аналитики, соревнуясь в радикальности прогнозов, говорят о том, что услуги телеком-операторов скоро станут бесплатными. Вы согласны с этим?

Действительно, в структуре спроса голосовой трафик уступает долю передаче данных, развивается новый сегмент B2B-услуг, связанных с Интернетом вещей. Парадигма отрасли меняется, и наша задача – найти и создать новую ценность, за которую потребители будут готовы платить. Поэтому и в России, и во всем мире оператор уже нечто большее, чем поставщик инфраструктуры для общения, он помогает решать множество задач в разных сферах жизни своих клиентов.

К 2020 году в мире будет 9 млрд пользователей мобильных устройств. Взаимодействовать с ними и сохранить их лояльность можно только при глубоком понимании потребностей и точной оценке эффективности предлагаемых услуг. Поэтому сегодня так необходима возможность всестороннего анализа, и CFO все чаще становится инициатором внедрения таких ИТ-инструментов, как большие данные, комплексная аналитика.


Внедрение SAP ERP позволило повысить управляемость компании, получить объемное видение финансовой ситуации, сделать бизнес-процессы более целостными, гибкими и оперативными


Кроме того, операторы учатся извлекать дополнительный доход из инфраструктуры – актива, в который вложены и вкладываются значительные инвестиции. И здесь происходят очень интересные события. Например, все большее распространение получает RAN sharing – совместное использование инфраструктуры операторов: в России на это уже выдано более 1000 разрешений. Мы привыкли, что «расшарить» можно файл, автомобиль, квартиру, вычислительные ресурсы… Но чтобы сотовые операторы, сильнейшие конкуренты, вырабатывали правила совместного использования ресурсов – это, безусловно, новое явление для рынка. Аналогичный тренд намечается и в совместном использовании частот (Spectrum sharing) – за счет этого операторы могут получить дополнительную прибыль. Как ее спрогнозировать, спланировать, посчитать – вопрос к финансистам, требующий опять же полного видения происходящего и в компании, и на рынке.

Например, единая платформа на основе SAP BPC стала основой для нового подхода Tele2 к управлению финансами, получившему название «3D-планирование». Его бизнес-ценность – в максимальной пользе, которая достигается за счет использования трех ключевых компонентов: Data (объемы данных), Drivers (цели и KPI), Digitalization (возможность видеть данные на любых устройствах и в любых аналитических разрезах). В результате у нас сформировался единый ландшафт управления, и это помогает повысить эффективность всей компании.

Tele2 произвела революцию на телеком-рынке беспрецедентной скоростью вывода новых продуктов и услуг. Как удается сохранить этот темп в условиях кризиса?

Централизация управления финансами помогла найти способы сокращения расходов и получения запланированных результатов с меньшими издержками. Например, благодаря жесткому контролю за соблюдением условий платежей потребность в дополнительном финансировании удалось снизить на 10%. Цели, поставленные при внедрении SAP, – оперативная финансовая отчетность по единым стандартам и унификация процессов – достигнуты. Tele2 стала более управляемой, гибкой и готовой к реализации новых сложных проектов.

Контакт с нами
Отправить

Выполните вход под своей учетной записью или зарегистрируйтесь, чтобы создать новую учетную запись.

Не зарегистрированы?

Еще не зарегистрированы? Получите доступ к 5000 эксклюзивных материалов, подпишитесь на новостную рассылку и управляйте ей.




Создать новый профиль