Когда и как переходить к цифровой трансформации цепочек поставок

Эффективная система цепочек поставок работает так же, как онлайн-навигатор: помогает пройти путь из точки А в точку Б максимально быстро, экономично и безопасно

Алексей Княжев
Алексей Княжев, руководитель направления «Управление цепочками поставок» SAP СНГ

Автоматизация цепочки поставок в том понимании, которое сформировалось на протяжении последних десяти лет, преследовала две цели: упрощение планирования и ускорение исполнения. Цифровая трансформация – это следующий шаг. Обработка больших объемов данных, расширение доверенных ИТ-системам функций поддержки принятия решений по планированию, полная автоматизация исполнения (автоматический склад, беспилотные грузовики) – основные приметы этого подхода. Его можно сравнить с переходом с механической коробки передач на автоматическую. Внешне отличий почти нет, но машина в гораздо большей степени принимает решения за водителя. С одной стороны, это новый уровень комфорта и безопасности, с другой – экономия топлива.

«К хорошему быстро привыкаешь» – это справедливо и для людей, и для компаний. Скорее всего, уже в ближайшие годы мы увидим компании, которые полностью перейдут на цифровую цепочку поставок. Но большинство предприятий, по моему мнению, все-таки будут идти по пути локальных инноваций. Уже никого не удивляет полностью автоматизированный склад, в прессе регулярно появляются сообщения о беспилотных грузовиках, которые вот-вот должны появиться на наших дорогах. Многие компании уже полностью перешли на автозаказ, когда 95-98% функций планирования передается автоматизированной системе. И, как показывает практика, для перехода на цифровые поставки необходимо ответить на два основных вопроса:

  • Верно ли, что машина может принимать решения эффективнее, чем человек, когда речь идет о большом объеме данных?
  • Сколько удастся сэкономить и какое преимущество получить, проведя цифровую трансформацию той или иной функции?

Уже в ближайшие годы мы увидим компании, которые полностью перейдут на цифровую цепочку поставок


Работа по поставкам сродни планированию маршрута движения: из точки А в точку Б нужно попасть максимально быстро, безопасно, с минимумом затрат топлива. Понятно, что водитель, который каждый день ездит по определенному маршруту в определенное время, сегодня «переиграет» навигатор с точки зрения оптимизации времени и маршрута движения. Но с нерегулярными маршрутами ситуация иная: там больше приходится доверять приложению, и оно работает с определенной гарантированной эффективностью и для аса, и для новичка, к тому же его алгоритм постоянно развивается на основе опыта пользователей.

Отличаются ли подходы к цифровой трансформации двух важных составляющих процесса поставок – планирования и исполнения? Да, так как у них разные цели.

  • Цель исполнения – повышение эффективности и сокращение затрат. Автоматизированные склады позволяют собирать большее число заказов за меньшее время. Беспилотные грузовики не требуют остановки для отдыха водителей и способны практически бесконечно расширять географию поставок. То есть основной фокус в исполнении – автоматизация функций.
  • Цель планирования цепочек поставок – рост эффективности принятия решений. ИТ-система должна взять на себя большинство функций анализа, прогнозирования, планирования запасов. Здесь основной фокус – удобные и точные инструменты поддержки принятия решений, а центром процесса планирования остается человек.

Но если доля автоматизированных операций возрастает, не сотрется ли грань между закупками и поставками? Уже сейчас некоторые профессиональные закупщики говорят о том, что их подразделения могут влиться в другие отделы или утратить часть функциональных областей, за которые сегодня отвечают. Это мнение во многом связано с тенденцией разделения закупок на фронт-офис (переговоры с поставщиками, их классификация, проведение торгов) и бэк-офис (исполнение поставок, логистика). Конечно, бэк-офис по своей сути – это поставки, и то, что мы понимаем под цифровой трансформацией поставок, находится в «пограничной зоне» с департаментом закупок.

Когда и как нужно переходить к цифровой трансформации поставок? Как подготовить компанию к преобразованиям этого процесса: росту автоматизированных функций, применению более совершенной и глубокой аналитики, тесной интеграции с производством и продажами? Основная мотивация для таких перемен – рост конкуренции. Компании, которые уже смогли использовать для этого цифровые инструменты, начинают лидировать со все более ощутимым отрывом. Эффект легко измерить: для этого нужно оценить затраты на текущую реализацию какой-либо функции с инвестициями в ее автоматизацию и определить, при какой стоимости владения цифровая трансформация этой функции будет более выгодна.

С учетом опыта SAP можно дать три основные рекомендации для тех, кто планирует подобные преобразования:

  • начать с детального анализа всей цепочки поставок;
  • сформировать список потенциальных проектов по цифровой трансформации и подсчитать потенциальный экономический эффект;
  • сформировать дорожную карту проектов по цифровой трансформации, включая долгосрочные, и начать их реализацию.

Сегодня тренд цифровой трансформации наиболее ярко проявляется в отраслях с высокой оборачиваемостью и конкуренцией: розничной торговле и дистрибуции, сегменте товаров широкого спроса, металлургии, химии, телекоммуникациях, дискретном производстве. Вполне возможно, что именно с цепочки поставок начнется новый виток развития этих отраслей на пути перехода к цифровому бизнесу.

Контакт с нами
Отправить

Выполните вход под своей учетной записью или зарегистрируйтесь, чтобы создать новую учетную запись.

Не зарегистрированы?

Еще не зарегистрированы? Получите доступ к 5000 эксклюзивных материалов, подпишитесь на новостную рассылку и управляйте ей.




Создать новый профиль