Платформа для развития бизнеса

«РосинтерБанк» реализует новую бизнес-стратегию с помощью SAP Mobile Platform.

Конкуренция на рынке банковских розничных услуг сегодня достаточно жесткая, и добиться успеха зачастую удается за счет сервисов, с помощью которых можно создавать уникальные предложения. Для их реализации нужны надежные и гибкие решения, и поэтому «РосинтерБанк» в качестве платформы для мобильного и интернет-банкинга выбрал систему SAP Mobile Platform. О проекте и его влиянии на бизнес компании рассказывает Алексей Кузьмин, первый заместитель председателя правления КБ «РосинтерБанк».

Какие причины побудили «РосинтерБанк» начать внедрение новой платформы для онлайн-банкинга?

Алексей Кузьмин
Алексей Кузьмин, первый заместитель председателя правления КБ «РосинтерБанк»:
«Реализация этого проекта является для нас не возможностью получить сиюминутную выгоду, а фундаментом, на базе которого мы сможем создавать новые продукты и развивать розничный бизнес».

Со дня своего основания «РосинтерБанк» работал с корпоративными клиентами, и основной доход нам приносят операции в бизнес-сегменте. Но мы позиционируем себя как универсальный банк и активно занимаемся розницей. Поскольку наша задача – получать комиссионный доход, а не проценты, в сегмент кредитования мы не идем. Хороший комиссионный продукт сделать непросто – необходимо иметь привлекательные предложения и высокий уровень сервиса.

В 2014 году мы привлекли консалтинговую компанию «большой четверки» к разработке стратегии для нашего банка, обозначив главную цель: увеличение до 20% доли комиссионных доходов в общей структуре доходов. Эксперты предложили основные пути решения этой задачи.

Исторически банк фокусировался на предоставлении целевых услуг – например, на кредитовании в сфере образования. Мы давно работаем в этом сегменте, имеем много партнерских соглашений с вузами, значительную долю наших клиентов составляют студенты. Одним из предложений консультантов было движение именно в этом направлении – создание хороших дебетовых продуктов для индивидуальных клиентов из образовательных учреждений. Как правило, студенты легко и с энтузиазмом воспринимают новшества.

Другой рекомендацией экспертов было создание комбинированного продукта для детей и их родителей. Пока на рынке подобных предложений нет, хотя мы знаем, что несколько банков уже рассматривают возможность предоставления этих услуг. С помощью такого продукта родители могут пополнять счета своих детей, контролировать их расходы и мотивировать на разумные траты.

После того как стратегия была определена, потребовалось выбрать платформу, позволяющую быстро претворить новые идеи в жизнь. Идея модернизации мобильного и интернет-банка вынашивалась давно, поскольку используемые облачные решения не обеспечивают необходимой гибкости для реализации всех наших бизнес-идей.

В 2013 году мы познакомились с командой разработчиков Neemble, которые продвигали идею создания инновационных продуктов в области финансов. Одним из интересующих их направлений и была разработка системы дистанционного банковского обслуживания физических лиц с элементами нетрадиционных платежных инструментов.

Мы начали совместный проект и через год активной работы получили мобильное приложение по управлению финансами. Однако это лишь клиентская часть решения, для которой еще предстояло построить надежный фундамент, способный обрабатывать все запросы, хранить информацию, поддерживать бизнес-логику, управлять процессами.

У нас было два пути – либо самостоятельная разработка такой платформы, либо использование коммерческого решения. С учетом того что создание ИТ-систем чрезвычайно трудоемко, а банку надо фокусироваться на развитии своих продуктов, мы решили взять готовую платформу и доработать ее. Наши специалисты около полугода анализировали рынок и пришли к выводу, что SAP Mobile Platform наиболее полно отвечает поставленным требованиям. В первую очередь речь шла о гибкости и функциональных возможностях системы.

Выбирая решения для интернет-банкинга, многие финансовые организации приоритетом считают уникальность, возможность дистанцироваться от конкурентов и именно поэтому занимаются самостоятельными разработками. Внедряя же промышленные системы, этой уникальности лишаются…

С этой точки зрения SAP Mobile Platform значительно отличается от других систем. Многие вендоры предлагают коробочные решения с фиксированным функционалом и стандартным дизайном. А SAP Mobile Platform – это прежде всего платформа для разработки, своеобразный конструктор. Пользовательский интерфейс у нас уже был разработан, оставалось дополнить систему качественным бэк-офисом, и выбранное решение с этим замечательно справилось.

Ориентация на промышленные продукты и сведение собственной разработки к минимуму – это часть ИТ-стратегии банка или решение, принятое в конкретном случае?

В целом нам больше нравятся платформы, поскольку они дают большую гибкость, позволяя кастомизировать решение под потребности рынка. Любые идеи маркетологов и менеджеров по продуктам можно реализовать на единой платформе.

При использовании интернет-банка и мобильного банка на базе облачных решений степень нашего влияния на их интерфейс и функционал минимальна. Мы вполне осознаем, насколько ограничены возможности наших специалистов по продуктам, и рассчитываем, что с внедрением платформы SAP ситуация радикально изменится, и они смогут воплощать свои идеи в жизнь.

На какой стадии находится проект?

Сейчас завершается первый этап – создание хорошего мобильного банка. Мы ориентировались на наиболее востребованные приложения для смартфонов и сервисы дистанционного банковского обслуживания, на модели, которые уже реально работают. Изучали их преимущества и стремились существенно расширить спектр возможностей мобильного банка, доступных нашим клиентам.

Когда планируется переход на новый интернет-банк?

Мы используем опыт банков, уже реализовавших такую миграцию: начнем предоставлять сервисы сразу в двух решениях одновременно. Переход не будет быстрым, мы не собираемся отключать старую версию, чтобы не создавать стрессовые ситуации. Главная задача – поддержать самостоятельный переход тех клиентов, для которых наличие в новой версии расширенных возможностей окажется полезным.

Потребности корпоративных и розничных клиентов принципиально различны. Логично предположить, что и интернет-банк нужен разный. Как вы решаете эту задачу?

Создавать универсальный интернет-банк на одной платформе мы не планируем. Все хорошие продукты довольно просты. Любые попытки строить многофункциональное решение только усложняют его и делают непонятным для клиента.

Для корпоративных заказчиков остается старый интернет-банк, а новый проект направлен на удовлетворение потребностей только физических лиц.

Мы планируем развивать платформу интернет-банкинга, в том числе собственными силами. Нескольких специалистов уже направили на обучение в SAP. На первых этапах будем решать простые задачи разработки, а в перспективе этот коллектив должен превратиться в сильную команду. Аналогичный опыт у нас уже есть.

Какими силами реализуется проект в данный момент?

В работе принимают участие шесть подрядчиков – всего около 30 человек. Помимо SAP Consulting, это компании, отвечающие за интеграционную шину данных, процессинг, АБС.

А как обеспечить управляемость такой команды? Ведь чем больше исполнителей, тем больше трений.

Это правда. Очень сложно было организовать процесс взаимодействия всех подрядчиков. Поначалу на совещаниях никто из них не хотел брать на себя ответственность за те или иные инциденты. У каждой компании была своя точка зрения на одну и ту же проблему.

Во многом причина заключалась в том, что назначение менеджера проекта произошло с некоторым опозданием – мы просто не успели сформировать команду. Решение о покупке платформы и старте проекта было принято очень быстро: договор с SAP подписан 31 декабря, почти под бой курантов. Однако сейчас управление проектом радикально улучшилось.

Кроме того, приглашенный через некоторое время архитектор системы стал связующим звеном между подрядчиками при решении технологических задач.

Сегодня банки борются за клиента, стараясь предложить ему уникальные сервисы. Что выделяет систему, создаваемую «РосинтерБанком»?

Есть идея, и она будет реализована уже в первой версии продукта: сделать удобный инструмент управления лимитами по различным операциям с картами. Кроме того, мы планируем связать местонахождение банковской карты с местоположением ее владельца. При каждой транзакции будем получать информацию о том, где она совершена и где находится мобильный телефон владельца карты. Если местоположения различны, выполнение операции будет невозможно.

Идея родилась при разработке продукта «Карта школьника». Ее реализация позволит отслеживать платежи за пределами определенного района и запрещать, например, операции вне учебного заведения. На Западе существуют подобные решения, и мы считаем, что они будут востребованы и на нашем рынке.

Расскажите подробнее о проекте создания пластиковых карт для школьников.

Изначально эмиссию социальных карт, в том числе карт школьника, поддерживал лишь Банк Москвы. Мы хотим включиться в эту программу, пользуясь тем, что ДИТ Москвы открыл доступ к ней для коммерческих банков.

Сейчас из всего спектра потенциальных возможностей таких карт востребована лишь функция пропусков в школьные здания. Но на самом деле это полноценная карта MasterCard.

Необходимо использовать их именно как платежный инструмент, но добиться этого можно лишь при помощи дистанционного обслуживания и мобильного банкинга. Мы надеемся, что на основе решения SAP нам удастся реализовать эти амбициозные планы.

Мы хотим предоставить родителям инструмент, который позволит им меньше давать детям наличных денег или почти полностью отказаться них. Таким образом они смогут контролировать расходы. Нужен лишь удобный инструмент для перечисления этих средств и одобрения транзакций. Еще одна интересная идея – мотивация детей. Ее можно реализовать в приложении с использованием KPI и элементов геймификации. Параллельно ребенок начнет получать первые уроки финансовой грамотности и понимать, что деньги необходимо зарабатывать.

Какие конкретные бизнес-результаты ожидаются от внедрения платформы для мобильного и интернет-банка?

Опытно-промышленная эксплуатация начнется в октябре, и до конца года мы будем тестировать решение в этом режиме, но число пользователей ограничим. Продажи продуктов, реализованных на новой платформе, должны начаться со следующего года.

Сейчас дистанционным банковским обслуживанием пользуются около 50% владельцев карт и около 30% всех наших клиентов. Есть куда расти. С помощью новых решений мы планируем значительно повысить этот показатель для физических лиц – до 60‒80%. Кроме того, параллельно разрабатывается интересный карточный продукт, который будет продаваться вместе с сервисами ДБО, и мы считаем, что такая комбинация продуктов —эффективный способ скорейшего достижения желаемых результатов.

Следует отметить, что сейчас лишь 5% клиентов открывают вклады дистанционно – огромный потенциал для разгрузки офисов и сокращения операционных расходов.

Наши планы могут быть выполнены уже в ближайшем будущем. Если же говорить о других прогнозах, то мы очень надеемся, что развитие новой платформы позволит увеличить эмиссию карт, а значит, и долю комиссионного дохода.

В целом же реализация этого проекта является для нас не возможностью получить сиюминутную выгоду, а фундаментом, на базе которого мы сможем создавать новые продукты и развивать розничный бизнес.

Сейчас непростое время, инвестиции в ИТ – очень болезненная тема. Какие аргументы помогут убедить руководство банка осуществить такие инвестиции?

Главный аргумент заключается в том, что в своем развитии мы отстаем от крупных розничных банков. Сейчас многие из них сократили бюджеты и свернули некоторые проекты – появился реальный шанс их догнать.

Компания SAP провела в вашем банке сессию дизайн-мышления (design thinking). Каковы ее цели и достигнутые результаты?

Сессии design-thinking прошли в рамках другого проекта – внедрения SAP CRM. Мы обсуждали улучшение сервисов для клиентов – какие новые продукты можно разработать и что усовершенствовать в текущих. Сессия design-thinking – это мозговой штурм, когда сначала задаются ключевые направления для размышлений, а затем команды представляют свои идеи и доказывают их жизнеспособность. По результатам сессии готовится обзор инициатив, который передается в ИТ-департамент и бизнес-подразделения. Именно это и является целью мероприятия – рассмотрение перспективных предложений, которые можно реализовать быстро и с максимальной отдачей. Часть идей мы включили в план CRM-проекта, другие будут реализованы в продукте для школьников и их родителей.

Нашему руководству понравился такой формат. Что немаловажно, SAP приглашает на такие сессии гуру отрасли, способных дать свою оценку положению дел в компании и рассказать о мировом опыте. Скорее всего, эта практика будет продолжена.

Контакт с нами
Отправить

Выполните вход под своей учетной записью или зарегистрируйтесь, чтобы создать новую учетную запись.

Не зарегистрированы?

Еще не зарегистрированы? Получите доступ к 5000 эксклюзивных материалов, подпишитесь на новостную рассылку и управляйте ей.




Создать новый профиль