Приближая победу

Заметили ли вы, сколько слов из спортивного лексикона прочно обосновалось в бизнес-сленге? Мы «выигрываем в гонке» у конкурентов, «зарабатываем призовые очки» у лояльных клиентов, «ставим рекорды» в росте бизнеса… Спорт, с его динамикой, яркостью, целеустремленностью спортсменов и их верой в свои силы, — пожалуй, самое яркое сравнение с работой современной компании. Но в спорте, как и в бизнесе, важны не только талант и удача. Настоящий, прочный успех складывается из стратегии, правильно выбранной команды и полноценного видения ситуации. И поэтому современные технологии так востребованы и в бизнесе, и в профессиональном спорте.

Выход на спортивную арену

Спорт стал новым направлением деятельности SAP сравнительно недавно, но уже сегодня у компании есть решения, ориентированные на управление спортивными организациями и объектами, а также на подготовку спортсменов и проведение соревнований. В этом году разработки SAP для спорта пережили поистине «звездный час»: сборная Германии по футболу, победившая на чемпионате мира, использовала ряд решений SAP в подготовке к играм. Собирая и анализируя данные тренировок и матчей, передаваемые в реальном времени, тренеры и спортсмены получили необходимую информацию для формирования стратегии игры и приблизили команду к победе. Возможно, и нашей сборной требуются аналогичные инструменты? И дело не только в том, чтобы достойно выступить на приближающемся чемпионате мира-2018, который состоится в России. Такие события — это долгосрочная инвестиция в социально значимые проекты. Хочется, чтобы спортивные сооружения после проведения соревнований продолжили жить полной жизнью, активно использовались и приносили прибыль.

Как привлечь молодежь на стадионы и в спортивные залы? Возможно, технологические новинки в мире спорта — именно то, что может заинтересовать поколение «миллениалов», познающих мир через гаджеты. В свое время одним из значимых событий в мире любителей баскетбола стало открытие доступа к огромному оцифрованному архиву игр NBA — болельщики получили возможность узнать больше о своих кумирах, организаторы соревнований — выявить зрительские симпатии, а журналисты и аналитики — получить максимум информации для обзоров и прогнозов. Так технологии привлекли еще больше внимания к любимой игре миллионов.

На глобальном уровне SAP реализовал ИТ-проекты для таких именитых в спортивном мире брендов, как клуб New York Yankees, Национальная баскетбольная ассоциация (NBA), Немецкая хоккейная лига, Немецкий футбольный союз, для ряда футбольных клубов в Германии, Турции, спортивных арен, а также компаний Puma, Bauer, Speedo и других. Решения SAP для спорта позволяют обеспечить интеграцию и взаимодействие всех информационных и инженерных систем, систем безопасности, предоставлять зрителям и спортсменам максимум удобства и информации. Но спорт — это не только зрелища и рекорды. Организация соревнований позволяет создавать новые рабочие места, строить новые объекты и инфраструктуру.

По сути, здесь действуют те же правила, что и в любой сфере бизнеса: инновации помогают работать более эффективно, повышают финансовую устойчивость, обеспечивают прозрачность и контроль. Возьмем, к примеру, крупный стадион — такой объект в течение года посещают десятки тысяч людей. И каждый из них не просто посещает матч, он еще и потребляет ряд услуг стадиона — буфет, паркинг, гардероб, сувенирные магазины и многое другое. Это похоже на айсберг, где видимая часть — простое и понятное действие, скажем, покупка сувенирного шарфа с эмблемой любимой команды. А невидимая — комплекс бизнес-процессов: договоры с поставщиками, управление арендой торговых площадей, мерчендайзингом, поставками, платежами, финансовый и договорной учет и многое другое. Комплексное решение SAP по управлению аренами (Venue Management) позволяет повысить доходность, оптимизируя процессы продаж билетов, взаимодействия с болельщиками и эффективного планирования проведения различных массовых мероприятий — соревнований, выставок, концертов.

Универсальность SAP ERP позволила разработать ряд отраслевых решений для спорта и зрелищных мероприятий: SAP Ticketing для билетов, SAP Merchandising для мелкой розничной торговли, веб-решения. Интересно, что для обслуживания ИТ-инфраструктуры стадиона при использовании решений SAP требуется минимальное количество ИТ-специалистов. Решение работает в облаке SAP, а его ключевым компонентом является информационная панель, dashboard — руководитель на iPad может видеть все показатели работы стадиона в реальном времени: прибыльность отдельного мероприятия, календарного периода, сезона в целом, количество проданных билетов, зрителей, объемы продаж различных услуг. Решение интегрирует информацию из разных систем и предоставляет ее в наглядном и удобном для работы отображении, позволяя моделировать различные сценарии и показатели.

Не менее важная задача — обеспечение безопасности людей на самом стадионе и прилегающей территории во время соревнований. Это касается и поведения болельщиков, и предотвращения террористических актов. Сегодня технологии позволяют не просто получить видеозапись практически с любого участка стадиона, но и оперативно проанализировать эти данные и быстро принять меры.

Кто сегодня в игре?

Но вернемся к работе спортсменов и тренеров. Одной из самых обсуждаемых тем является распределение игроков по командам. И пока болельщики азартно обсуждают этот вопрос и делают свои прогнозы, в стане тренеров и спортивных менеджеров тоже идет активная аналитическая работа. Для скаутинга — так называется поиск и подбор игроков в клубы и сборные — можно использовать HR-решения, ведь в них реализованы аналогичные задачи: ведение базы соискателей, оценка кандидата, планирование резерва перспективных спортсменов для включения в команду. Решение SAP® Scouting — корпоративное приложение, позволяющее спортивным клубам успешнее искать и привлекать таланты, — недавно стало обладателем престижной премии 2014 People’s Choice Award на конкурсе дизайна Interaction Awards. Для прогнозирования результатов спортсмена эффективны решения из арсенала бизнес-аналитиков — например на базе SAP HANA. С их помощью можно в реальном времени анализировать мельчайшие детали игры, выявляя сильные и слабые стороны каждого игрока, командного взаимодействия, особенности стратегии противника.

Примеры применения таких решений SAP уже есть в таких популярных видах спорта, как футбол, парусная регата и даже «Формула-1»!

Для оценки эффективности тренировок футболистов датчики устанавливаются, как правило, в бутсах и на футболке игрока, они практически невесомые и безвредны для спортсмена. На поле расположены антенны, передающие сигналы с датчиков на сервер. Сигнал может быть получен и в здании, которое расположено неподалеку. Совместно с Немецким футбольным союзом (Deutscher Fußball-Bund, DFB) компания SAP создала и внедрила комплекс систем для сбора и анализа статистики по каждому игроку. Приложение Match Insights, клиент этой системы, позволяет игрокам и тренерскому штабу получать необходимую информацию в виде графиков и схем. Сама система собирает информацию, основываясь на данных с восьми камер, установленных на площадке. Каждый игрок на поле получает личный идентификатор, который и позволяет системе анализировать действия спортсменов. Данные выводятся на смартфоны и планшеты членов сборной и всего тренерского штаба. Показатели могут использоваться как во время общих тренировок игроков, так и в ходе подготовки к отдельному матчу. Одной из задач сборной Германии было сократить среднее время нахождения мяча у одного игрока. В итоге благодаря использованию системы SAP этот показатель был уменьшен с 3,4 секунды в 2010‑м до 1,1 секунды на бразильском чемпионате. Для сбора информации использовалось около 400 датчиков. Решение анализирует до 500 игровых параметров в секунду — эта информация стратегически важна для тренерского штаба, особенно когда речь идет о корректировке игровой стратегии и решение нужно принять быстро и точно. Полученные данные разных игр можно соотносить с тренировочным процессом и вносить в него коррективы — как при отработке командной игры, так и в индивидуальной работе со спортсменами. Кроме того, знание индивидуальных особенностей спортсмена поможет выработать оптимальный режим тренировок и сократить риск травм. Так информация помогает формировать стратегию, ведущую к новым победам.

Во время спортивных турниров идет и борьба на «втором плане» — и речь идет не о букмекерах. За внимание аудитории борются рекламодатели. Индустрия спорта бурно развивается — согласно прогнозам Forbes, ее оборот к 2015 году достигнет $ 145,3 млрд. При этом значительная часть расходов и инвестиций индустрии будет связана с маркетингом, который, по мнению Forbes, стремительно меняется на наших глазах: спортивные менеджеры находятся в поиске новых технологичных инструментов для монетизации игр своих команд, для отслеживания уровня вовлеченности спортсменов и болельщиков. Анализ блогов и пользователей соцсетей по всему миру позволяет следить за реакцией аудитории в реальном времени. Так, с помощью аналитического решения SAP Social Media Analytics by NetBase было проанализировано более 3 млрд сообщений, чтобы измерить настроение аудитории во время Олимпийских игр в Сочи. С помощью SAP Social Media Analytics by NetBase исследователи анализировали ключевые слова и контекст социальных сетей, все многообразие мнений, а затем представили информацию в наглядных отчетах. Подобная аналитика — важный сигнал и для рекламодателей. Анализируя миллиарды слов и словосочетаний, можно получить глубокое и детальное понимание того, что важно для болельщиков и профессионалов.

Цель применения аналитики в спорте — не предсказание результатов матчей, а улучшение игры команды. То же самое можно сказать и о бизнесе — если полагаться только на интуицию, а не на факты, то можно прийти к неверным выводам. Если раньше такие решения принимались во многом интуитивно и на основании экспертных оценок, то сегодня, благодаря современным технологиям и решениям SAP, у них есть прочная аналитическая база. 

Контакт с нами
Отправить

Выполните вход под своей учетной записью или зарегистрируйтесь, чтобы создать новую учетную запись.

Не зарегистрированы?

Еще не зарегистрированы? Получите доступ к 5000 эксклюзивных материалов, подпишитесь на новостную рассылку и управляйте ей.




Создать новый профиль