Гуру на троечку?

Готова ли ИТ-отрасль России к новому курсу на импортозамещение и к ускоренному развитию собственных разработок? Достаточно ли ресурсов для выполнения государственного заказа на инновации? Вопросы не риторические: новые технологии и квалифицированные кадры нужны во всех отраслях, но отрасль ИТ занимает в экономике России лишь около 4 %, и этот показатель практически не меняется год от года. Мала и общая доля ИТ-специалистов в числе всех работающих россиян — около 1,5 %. SAP совместно с ВЦИОМ провел исследование с целью выяснить, как идет подготовка ИТ-специалистов в вузах России и что о ней думают сами студенты, их преподаватели и будущие работодатели. О результатах исследования рассказали Александр Жиляев, менеджер SAP CIS по взаимодействию с органами государственной власти, руководитель проекта исследования, и Мария Осеева, эксперт программы «Университетский альянс SAP» в странах СНГ.

Мария Осеева,
эксперт программы «Университетский альянс SAP» в странах СНГ

Все началось в «лихие 90‑е»

Дефицит кадров — проблема, подстерегающая не только Россию. Из-за спада рождаемости во время финансового кризиса в конце 1990‑х на рынок труда в Европе и Америке сейчас выходит самое малочисленное поколение за последние 50 лет. С учетом постепенного старения тех, кто работает сейчас, к 2025 году родившиеся на рубеже веков будут составлять 75 % от всей рабочей силы. Суворовский лозунг «не числом, а умением», возможно, помог бы и в этой ситуации. На «умения» — в первую очередь на образование — в бюджете РФ на 2014 год и 2015–2016 годы заложено 569,22 млрд рублей. Это значительные средства, особенно в период кризиса, и важно расходовать их рационально, с прогнозируемой отдачей. Какова она в сфере подготовки специалистов по ИТ-специальностям?

В рамках исследования ВЦИОМ и SAP были рассмотрены более 5000 резюме молодых специалистов, проведено анкетирование более 1400 студентов вузов и 400 недавних выпускников в возрасте до 30 лет, уже работающих. Также свои мнения высказали более 30 экспертов ИТ-сообщества, крупнейших вузов и госсектора. Вывод неоднозначен: хотя ИТ-профессии относятся к числу престижных, выпускники вузов оказываются недостаточно подготовленными к работе с новыми технологиями, взаимодействию в рамках проектов, работе в конкурентной рыночной среде. Более того, у молодого поколения достаточно сильна материальная мотивация, но о многих специальностях, востребованных на рынке и приносящих достаточно высокий доход, студенты и будущие абитуриенты просто не знают!

Опрос показал, что 87 % абитуриентов довольно смутно представляют себе свою будущую специальность. И, мало зная о будущей профессии, 45 % считают, что знания, преподаваемые в вузе, им не пригодятся. Только 13 % абитуриентов России, Белоруссии и Казахстана выбирают ИТ-специальность по интересу. О чем говорит эта цифра? О том, что спрос на образование со стороны соискателей ориентирован в основном по материальному фактору. Тем не менее, абитуриенты проходят барьер вступительных экзаменов, становятся студентами — и начинают пропускать лекции и другие занятия. Так поступает 47 % опрошенных. Одна из причин — низкие ожидания от качества образования. Кроме того, 85 % уже в студенческие годы начинают работать и оценивают получаемые знания с точки зрения своей нынешней работы. Однако лишь 9 % опрошенных назвали работу основной причиной пропуска занятий.

А выбор специальностей у студентов, в силу недостаточности знаний и информации об ИТ-специальностях, ограничен. Как правило, это стажерские или стартовые позиции в сфере тестирования, обслуживания сетей и оборудования, технической поддержки пользователей. Подготовка по этим специальностям должна идти на уровне среднепрофессиональных учебных заведений — получается, что студенты делают шаг назад в карьере, заполняют вакуум, который не обеспечен притоком качественных кадров из ИТ-колледжей и лицеев.

Ждать инноваций или создавать их?

По мнению студентов и их будущих работодателей, в институтских программах наблюдается явный перевес теории над практикой. Причем теории, зачастую устаревшей. А вот актуальным технологиям и собственным разработкам студентов времени уделено мало. Как считают сами преподаватели институтов и университетов, решать эту проблему можно и нужно при поддержке бизнеса. Компании, работающие в условиях реальной конкуренции и различных отраслевых рынков, могли бы обеспечить не только необходимую обратную связь от рынка, ответив на вопрос, какие технологии и специальности востребованы, но и поделиться квалифицированными кадрами в рамках спецкурсов, кафедр, учебных производств.

Сегодня в сфере ИТ даже начинающим доступно многое. Например, в рамках регулярного конкурса SAP по разработке на базе инновационных продуктов компании было представлено навигационное приложение, созданное студентами одного из вузов. Оно помогает найти и забронировать парковочное место, в режиме реального времени отслеживать ключевые моменты жизни ребенка в школе и дома — реальный инструмент для реальной жизни.

В результате только 13 % работающих ИТ-специалистов сказали, что для успешной работы им достаточно знаний, полученных в вузе. Что происходит с остальными? Для них «вторым университетом» становится работодатель, вынужденный вкладывать дополнительные ресурсы и средства в адаптацию молодого специалиста.

Налицо новый конфликт ожиданий. В представлении студентов основными критериями для потенциального работодателя являются наличие диплома (26 %), опыт работы (25 %), готовность работать (18 %). Но на самом деле работодатели ставят во главу угла актуальные прикладные знания, способность к самообучению и английский язык. Работодатель оказывается самой заинтересованной стороной: без квалифицированных кадров ему не выиграть на высококонкурентном рынке. Но первые результаты от нового пополнения, по оценке экспертов, можно получить не ранее чем через полгода! Представим себе, сколько ресурсов приходится дополнительно выделять компаниям в период кризиса. Например, уже в ближайшее время будет создан крупнейший российский дата-центр — совместный проект SAP и «Ростелекома». Появятся новые рабочие места для высококвалифицированных специалистов — нужно уже сегодня задуматься, кто их займет.

Потребность быть талантливым

Но нужны ли эти меры, если рынок и так «сметает на корню» практически всех ИТ-специалистов, которых готовят вузы? Как показывает статистика, лишь 9 % ИТ-специалистов в возрасте до 30 лет не могут найти работу. Проблема мотивации особенно сильна для поколения «миллениалов», не склонных верить авторитетам. Для них важнее возможность заниматься интересными задачами, работать в гибких условиях, иметь доступ к актуальным знаниям. И на эти факторы работодатели сегодня уже готовы сделать ставку в «борьбе за таланты».

Проблема, которую нужно решать вузам, — деактуализация знаний и старение профессорско-преподавательского состава. Необходимо повышать престиж профессии преподавателя, привлекать к этой работе бизнес-практиков. Как при этом не вызвать конфликт с работодателем? В ходе опроса представители бизнеса говорили о том, что одним из способов могут быть налоговые льготы. В итоге выиграют все:

• студенты получат практические, актуальные знания;

• специалист сможет передать свой опыт и стать наставником, это важно для многих экспертов;

• работодатель получит мотивированное к работе и вооруженное актуальными знаниями кадровое пополнение.

Какие же лекции можно читать в вузах и как они будут сочетаться с уже имеющейся учебной программой? На этот вопрос должен отвечать образовательный стандарт — государственная рекомендация для вуза, на основе которой формируется план обучения по разным специальностям. Но есть и профессиональный стандарт — заказ на специалиста со стороны реального бизнеса со стороны рынка. Он определяет, какими компетенциями нужно обладать для различных должностей. Профессиональные стандарты не являются обязательными для вузов, но компании ориентируются именно на них при наборе сотрудников. Так что одна из задач — объединить, гармонизировать два стандарта, дать возможность молодым специалистам сориентироваться в реальной ситуации и реальных требованиях рынка.

Важную роль в формировании престижности ИТ-профессий играют инициативы крупных компаний. Например, SAP в рамках долгосрочного сотрудничества с фондом «Сколково» предоставила свои технологии компании «Вист Майнинг Текнолоджи» для создания прототипа решения «Цифровой рудник». Решение поможет производственно-техническим службам добывающей компании упростить и удешевить контроль оборудования и ремонтов. Такие проекты важны для российской добывающей отрасли, так как помогают сохранять дорогостоящее оборудование и наращивать темпы добычи. В сфере Big Data и прогнозной аналитики заслуживает внимания интеллектуальная компьютерная система для прогноза течения онкологического заболевания, созданная стартапом «Элайд Инновейшенс». Большие объемы информации врачи могут оперативно использовать для прогнозирования результатов лечения и выбора наиболее оптимальной методики для каждого пациента. Во многих отраслях может быть востребовано и другое решение, созданное в «Сколково» при поддержке SAP, — технология для анализа видео Re:Action, разработанная российским стартапом VisionLabs.

Впрочем, в ситуации дефицита кадров есть и позитивные аспекты. Если раньше профессиональный успех приходил после вуза, аспирантуры и нескольких лет стажа, то сегодня многие получают признание как специалисты уже в институте. Многое определяется не только образованием, но и мотивацией, ориентацией на передовые технологии. Компаниям нужны молодые таланты — те, кому сейчас 20–30 лет. Позитивные перспективы развития ИТ-кадров в России очевидны: наличие сформированной и конкурентоспособной ИТ-отрасли, потребность рынка, готовность бизнеса и образования консолидировать усилия. SAP готов поделиться своим опытом: в рамках нашей экосистемы и проектов для компаний, генерирующих более 80 % ВВП, мы за 3 года удвоили количество ИТ-профессионалов в сфере технологий SAP — сегодня их уже более 13 000.

Масштабное исследование SAP и ВЦИОМ впервые за долгие годы позволило сформировать целостный взгляд на проблему подготовки кад­ров, важность которой возрастает в связи с курсом России на инновации. Очевидно, что для обеспечения российской экономики специалистами, готовыми создавать новые технологии и качественно выполнять сложные проекты, необходима системная работа на основе лучших практик обучения и профессиональной подготовки. Сегодня — время государственного заказа на ИТ-кадры, которые смогут обеспечить потребность экономики в новых технологиях, поддержку технологической модернизации и развития отечественных компаний и экономики в целом. Эта задача требует комплексного подхода — решать ее нужно совместными усилиями учебных заведений, ИТ-компаний и бизнес-заказчиков.  

 
Контакт с нами
Отправить

Выполните вход под своей учетной записью или зарегистрируйтесь, чтобы создать новую учетную запись.

Не зарегистрированы?

Еще не зарегистрированы? Получите доступ к 5000 эксклюзивных материалов, подпишитесь на новостную рассылку и управляйте ей.




Создать новый профиль