Скорость изменений к лучшему

Внедрение SAP HANA в РЖД

— Для каких задач РЖД использует SAP HANA, и что подтолкнуло к переходу на эту платформу?
— В РЖД исторически сформировалась комплексная многокомпонентная информационная система, одним из важнейших компонентов которой являются средства бизнес-аналитики. Без них сегодня сложно работать компании любого масштаба, а РЖД — одна из крупнейших компаний мира в своей отрасли и один из крупнейших холдингов в России.
Внутренний и внешний рынок железнодорожных перевозок развивается, отрасль продолжает реформироваться, мы предоставляем все больше новых сервисов как в области грузовых, так и пассажирских перевозок, и по мере развития бизнеса столкнулись с тем, что средства бизнес-аналитики, с которыми мы работали, перестали нас устраивать.
У РЖД достаточно много бизнес-процессов, которые жестко ограничены по времени и требуют очень серьезных вычислительных ресурсов. Например, раздельный учет доходов и расходов: согласно требованию законодательства к естественному монополисту, которым являются «Российские железные дороги», формирование затрат и доходов должно быть максимально прозрачным. В этот бизнес-процесс вовлечены все структурные подразделения «Российских железных дорог» — более 2500 бизнес-единиц, тысячи пользователей, поэтому легко себе представить, насколько непрост процесс распределения затрат и формирования соответствующей централизованной отчетности.

Поэтому, когда появилась SAP HANA, технология вычислений in-memory, мы увидели в ней возможность, с одной стороны, ускорить процессы, сроки которых определены нам достаточно жестко законодательством, а с другой — достаточно просто перейти на эту платформу. Сейчас, по завершении пилотного проекта, в рамках которого велась оптимизация отчетности по затратам и доходам на базе SAP HANA, мы видим, что получили то, что нам требовалось: сокращение времени подготовки расчетов в разы, времени формирования отчетности — в 20 раз. Скорость работы вычислительного модуля распределения затрат возросла в 40 раз, значительно выросла точность распределения. Мы вполне удовлетворены пилотным проектом.
— Какие бизнес-выгоды ОАО «РЖД» получило от перехода на SAP HANA? Выигрыш в скорости обработки данных, безусловно, важен, но что еще можно отметить в качестве преимуществ?
— Для формирования отчетности требуется переработать огромный массив фактических данных (отчеты уровня линейного предприятия содержат около 10 тысяч строк). И, как в любой деятельности, здесь одним из факторов риска является человеческий фактор. Никто не застрахован от ошибок, и иногда они обнаруживаются на самых поздних этапах.
При технологии, на основе которой мы работали ранее, у нас фактически не было времени на обнаружение и исправление ошибок. Но предоставление некорректной отчетности или срыв сроков ее предоставления — серьезный риск для бизнеса, для компании это чревато ужесточением государственного тарифного регулирования. После того как с переходом на SAP HANA мы смогли этот процесс ускорить, у нас появилось дополнительное время на то, чтобы отчетность выверить, скорректировать, если нужно. Это очень важно, так как позволяет снизить риски. То есть количественные параметры — скорость обработки данных — напрямую влияют на качественные: эффективность одного из ключевых учетных бизнес-процессов ОАО «РЖД».
Есть и еще один важный аспект — стоимость владения. На наш взгляд, одно из преимуществ использования HANA — соотношение стоимости и эффективности гораздо более оптимальное, чем у большинства других современных технологических платформ. Например, нам при переходе к новой платформе не потребовалось проводить апгрейд оборудования, что в случае миграции на другие платформы потребовало бы значительных инвестиций.
— Какие особенности можно отметить в данном проекте? Как строилось взаимодействие с командой специалистов SAP?
— Проект в ОАО «РЖД» стал одним из первых внедрений SAP HANA, мы внедряли одну из первых версий платформы. Возникало довольно много вопросов, поэтому очень важна была поддержка Active Global Support: рекомендации специалистов SAP помогали нам не только освоить новое программное обеспечение, но и сформировать свою компетенцию по работе с SAP HANA. Я считаю, что это сотрудничество было обоюдно полезным: с одной стороны, надеюсь, что наша обратная связь была полезна SAP в дальнейшем развитии платформы, с другой — мы получали компетентную оперативную помощь и возможность решить наши задачи.
— Какие рекомендации вы могли бы дать другим компаниям, которые планируют аналогичные проекты? На что стоит обратить внимание?
— Прежде всего, нужно помнить, что SAP HANA — действительно инновационная платформа, и многие подходы, уже ставшие аксиомами при работе с классической реляционной базой данных, здесь таковыми не являются. Это совершенно иная логика работы для программистов. Если для классического SAP-программиста традиционной задачей является перенос существенной части обработки данных на application server, что связано в том числе с лучшей их масштабируемостью и в известном смысле с более простым программированием, то при работе с in-memory database достаточно важно критичные по быстродействию операции реализовывать внутри базы данных.
Второе отличие касается работы системного администратора. Так как технология SAP HANA достаточно новая, на мой взгляд, надо очень внимательно относиться к вопросам стратегии резервного копирования, восстановления, чтобы обеспечить новой системе привычную для бизнеса надежность.
Если говорить о рекомендациях, я бы советовал в качестве пилотных проектов выбирать такие, в которых ускорение обработки данных приводит к ощутимым бизнес-преимуществам. SAP HANA — одна из относительно немногих возможностей для ИТ в полном блеске проявить себя перед бизнесом, предложив ему действительно значимые улучшения, к тому же — что немаловажно — за вполне разумные деньги.
— Как планируется развивать внедренную платформу? В каких областях бизнеса РЖД видит новые возможности с переходом на SAP HANA?
— Мы приняли стратегическое решение — прибрести безлимитную лицензию на HANA, планируем перевести все наши системы SAP на эту базу данных. Сейчас стартовала целая серия проектов по миграции на эту платформу — полный переход на HANA РЖД планирует через 2–3 года. Мы рассматриваем эту платформу как основу для системы отчетности, а также как транзакционную систему для наших производственных задач.
— А какие процессы будете переводить на HANA в первую очередь?
— Помимо финансово-экономических задач, традиционно эксплуатируемых на SAP, у нас две основные системы: управления перевозками и продажи билетов. В обоих случаях мы рассматриваем SAP HANA как один из компонентов новой архитектуры для этих систем.
— Какие изменения ожидаются с точки зрения бизнеса? Какие решения будут приниматься быстрее, какие бизнес-процессы изменятся?
— Мы полагаем, что использование in-memory-технологий позволит существенно снизить наши операционные затраты на поддержку, расширить функциональные возможности и сделать работу с данными более объемной — с одной стороны, за счет их детализации, с другой — за счет охвата более масштабных периодов времени для анализа и оценки. Кроме того, для нас много значит миграция на более открытую и дешевую платформу, чем mainframe, который используется сейчас.
Так же, как в пилотном проекте, мы считаем, что количественные характеристики, то есть возможность обрабатывать большие объемы данных за более короткое время, приведут к совершенно конкретным бизнес-преимуществам: многие бизнес-задачи, которые мы сейчас в принципе не можем решать из‑за архитектурных, системных ограничений, станут практически реализуемыми.
Вот лишь один пример. В нашей оперативной базе системы управления перевозками хранятся данные за три дня (при 2,5 миллиона событий в день) — больше, условно говоря, не «помещается» без ущерба для производительности. В новой архитектуре мы рассчитываем хранить необходимые пользователям данные за год, за два — то есть столько, сколько требуется. Мы хотим, чтобы на этой базе данных можно было, например, формировать оперативную отчетность за любой промежуток времени, который интересует бизнес. Для корпоративной и финансовой отчетности мы используем 3 системы, в которых генерируется суммарный объем 20 терабайт данных, а задачами, связанными с подготовкой и анализом отчетности, занято 60  000 конечных пользователей.
С точки зрения бизнес-процессов первоочередные планы связаны с переводом на SAP HANA систем финансового учета, учета кадров, корпоративной и финансовой отчетности, ряда производственных систем. Если говорить о количественных характеристиках, то только в финансовом блоке у нас задействовано более 35 систем — в них обрабатывается 120 терабайт данных, работают с ними 166  000 конечных пользователей. Не менее внушительный объем проекта по переводу систем кадрового учета: их 18, объем обрабатываемых данных составляет 36 терабайт, задействованы 84  000 конечных пользователей.
— В какие сроки планируется реализовать данный проект?
Первые результаты по переходу к новой архитектуре мы получим уже в этом году, основной путь рассчитываем пройти за 2–3 года. В полном объеме реинжиниринг производственных систем может занять, по моей оценке, до десяти лет. Но бизнес-выгоду от использования SAP HANA мы ощутили уже после первого, пилотного проекта. 
 
 
Вадим Москаленко, заместитель начальника департамента информатизации ОАО «РЖД»
 
 
 
Контакт с нами
Отправить

Выполните вход под своей учетной записью или зарегистрируйтесь, чтобы создать новую учетную запись.

Не зарегистрированы?

Еще не зарегистрированы? Получите доступ к 5000 эксклюзивных материалов, подпишитесь на новостную рассылку и управляйте ей.




Создать новый профиль