Оправдать доверие «Народного IPO»

АО «КазТрансОйл» — крупнейшая нефтепроводная компания Республики Казахстан, оказывающая услуги по транспортировке нефти на внутренний рынок и на экспорт. В ее собственности более 7000 км нефтепроводов и водоводов. В декабре 2012 года акции «КазТрансОйл» в рамках госпрограммы «Народное IPO» были выпущены на Казахстанской фондовой бирже. О работе компании в сфере управления рисками рассказывают директор филиала ВЦКП АО «КазТрансОйл» Аскар Абуталипович Каипов и начальник отдела поддержки пользователей SAP филиала ВЦКП АО «КазТрансОйл» Болат Утенович Таймагамбетов.

SAP Planet: Аскар Абуталипович, согласно официальной информации, возраст компании «КазТрансОйл» — 16 лет. Почему в качестве новой информационной системы еще на заре ее истории была выбрана не просто ERP-система, но именно SAP, имеющая репутацию комплексной и сложной? Каким управленческим требованиям компании с государственным капиталом она удовлетворяла?
А. А.: Совершенно верно, нашей компании пошел 16‑й год. И с самого начала для нас, как для национальной компании с территориально-распределенной структурой централизация управления и повышение эффективности удаленных филиалов были и остаются самой актуальной проблемой. В структуру компании в то время входили три крупных производственных филиала: Западный, Восточный и Актюбинский, каждый из которых, в свою очередь, включал в себя большое количество различных производственных и сервисных подразделений, баз производственного обеспечения и складов. В 1999 году, когда компания делала первые шаги, перед ней встала задача оптимизации финансовых потоков. Руководство АО «КазТрансОйл» хотело понимать, насколько соответствует использование имеющихся у компании ресурсов их целевому назначению. Пришли к выводу, что наиболее эффективным инструментом выполнения этой задачи является ERP-система, и после тщательного анализа выбор пал на продукты SAP. В 2000‑м стартовали проекты по всем выбранным нашей компанией функциональным модулям системы.
SAP Planet: Таким образом, в тот момент на предприятии на базе единой SAP-системы был внедрен набор прикладных модулей, реализовавших различные управленческие бизнес-процессы компании? Какие именно функциональные модули SAP были внедрены в АО «КазТрансОйл» и как проходил процесс внедрения?

А. А.: Всего в АО «КазТрансОйл» было последовательно внедрено шесть функциональных модулей SAP, сначала — Финансы (FI) и Контроллинг (CO), затем — Управление закупками и запасами материалов (ММ) и Сбыт (SD). Позднее команда разработчиков SAP приступила к проекту по внедрению в нашей компании модуля TОРО, обеспечившего автоматизацию процессов планирования и учета технического обслуживания и ремонта. После этого начали внедрять и развивать модули HR.
Компания SAP предложила нам уникальную технологию разработки индивидуальных программных решений непосредственно под наши задачи, поддержку этих решений и их глубокую интеграцию в другие проекты компании, а также гораздо более удобное и эффективное для нас взаимодействие с экспертами SAP через удаленный доступ.
SAP Planet: Аскар Абуталипович, давайте более подробно коснемся «последствий» внедрения SAP ERP в «КазТрансОйл». Какие преимущества дало компании внедрение SAP-системы?
А. А.: Из ключевых «быстрых» преимуществ, которые нам практически за два-три года обеспечило внедрение решений SAP, хочу отметить повышение эффективности работы складов компании за счет увеличения прозрачности сведений о складских запасах, оптимизации операций и управления логистическими цепочками. В результате были сокращены более чем в три раза складские запасы:  в соответствии с потребностями, товары и материалы оперативно перераспределяются с одного склада на другой, вместо проведения дополнительных закупок. На сегодняшний день полученная нами отдача в разы превышает затраты на внедрение самой SAP-системы.
Очевидными результатами внедрения финансового модуля SAP стали оптимизация потока наличности в компании, увеличение прозрачности финансовых процессов и успехи в финансовом контроле.
SAP Planet: Каковы были задачи и объем работ недавнего большого проекта по апгрейду системы? Каковы его результаты для компании?
Б. У.: Технический апгрейд решений SAP наша компания начала в 2012 году. Изначально сроки были поставлены довольно жестко — от старта до окончания проекта около 5 месяцев. Надо сказать, что для компании «КазТрансОйл» — это далеко не первый проект апгрейда. Но в этот раз все делалось с активным участием проектной группы, состоящей из специалистов компании и экспертов Глобальной службы поддержки SAP.
Апгрейдить предстояло две системы — SAP R / 3 4.7x200 и SAP BW 3.5. Для SAP R / 3x200 целевая система была SAP ERP 6.0 EHP6, для BW — SAP BW 7.5 SP05. Дополнительно проводили миграцию на Unicode, также параллельно велись работы по переходу с SAP ERP HCM 6.0 на SAP ERP HCM 6.0 EHP6 c миграцией на Unicode с учетом интеграций между существующими системами.
Одним из KPI проекта было снижение на 40 % уровня Z-разработок, а также перевод тех «устаревших» бизнес-процессов, которые были реализованы посредством Z-разработок, на стандартный функционал компании SAP, основанный на лучших практиках SAP и стандартах, Upgrade Roadmap, содержащийся в решении SAP Solution Manager. Также использовалась базовая литература, предоставляемая издательством SAP PRESS.
Технический апгрейд был весьма успешным: мы смогли провести апгрейд сразу двух систем и осуществили Unicode-миграцию на всех системах SAP. Остановка работы системы не отразилась на бизнесе, поскольку даунтайм был запланирован на праздничные дни. Вместо плановых трех дней даунтайм длился только два дня.
SAP Planet: Известно, что «КазТранс­Ойл» пользуется пакетом поддержки SAP Enterprise Support и в процессе апгрейда IT-специалисты компании взаимодействовали с Глобальной службой поддержки SAP. Каковы выгоды от такого сотрудничества?
Б. У.: «КазТрансОйл» — давний клиент SAP, мы регулярно используем инструменты и сервисы пакета поддержки SAP Enterprise Support. «КазТрансОйл» первой в СНГ зарегистрировалась и участвовала в кампании «Upgrade Now», целью которой является помощь компаниям при осуществлении перехода на новые версии. На основании подробных данных, которые мы предоставили, эксперты SAP в рамках стандартной поддержки SAP Enterprise Support сформировали список сервисов для анализа готовности инфраструктуры и комплексной оценки рисков. Наша компания также воспользовалась сервисом Business Function Prediction с целью оценки возможностей новой версии для перехода на стандартный функционал и использования новых возможностей с применением бизнес-функций, в IV квартале 2013 года мы планируем ввести Custom Code Management, входящий в функционал, предоставляемый SAP Solution Manager для управления жизненным циклом разработок.
Эффективное использование в процессе апгрейда системы удаленных сервисов SAP Enterprise Support, а также 40‑летний опыт Глобальной службы поддержки SAP позволили «КазТрансОйл» уйти от серьезных рис­ков.
SAP Planet: Какими вы видите сейчас пути дальнейшего развития SAP-системы в АО «КазТрансОйл»? Как они связаны с бизнес-целями компании?
Б. У.: В ближайшее время в технической сфере мы планируем увеличение производительности системы, развитие функционала SAP Solution Manager. В перспективе у нас есть планы по переходу на платформу SAP NetWeaver 7.4, поскольку она открывает более широкие технологические и интеграционные возможности.
Что касается стратегической задачи, то руководство нашей компании, имеющее богатый профессиональный опыт, пришло к выводу, что сейчас нужно делать упор на оптимизацию бизнес-процессов предприятия. И в этом мы будем опираться не только на своих квалифицированных специалистов, но и на рекомендации Глобальной службы поддержки SAP. 
 
Контакт с нами
Отправить

Выполните вход под своей учетной записью или зарегистрируйтесь, чтобы создать новую учетную запись.

Не зарегистрированы?

Еще не зарегистрированы? Получите доступ к 5000 эксклюзивных материалов, подпишитесь на новостную рассылку и управляйте ей.




Создать новый профиль